Внесение изменений и дополнений в протокол об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений и дополнений в протокол об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2023 N 16-5649/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.При этом необходимо отметить, что внесение в протокол об административном правонарушении изменений путем дополнения места рождения П. конкретным населенным пунктом (<адрес>) в отсутствие сведений о надлежащем извещении П. о времени и месте внесения данных изменений, является несущественным нарушением процессуальных требований, не может повлечь признание данного протокола недопустимым доказательством, так как не затронуло описания события, не изменило существо и квалификацию правонарушения, не повлекло нарушения прав П., не ухудшило его положение, и не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в его действиях.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.При этом необходимо отметить, что внесение в протокол об административном правонарушении изменений путем дополнения места рождения П. конкретным населенным пунктом (<адрес>) в отсутствие сведений о надлежащем извещении П. о времени и месте внесения данных изменений, является несущественным нарушением процессуальных требований, не может повлечь признание данного протокола недопустимым доказательством, так как не затронуло описания события, не изменило существо и квалификацию правонарушения, не повлекло нарушения прав П., не ухудшило его положение, и не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в его действиях.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2023 N 16-5786/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.При этом необходимо отметить, что нарушения должностным лицом требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, в части внесения в протокол об административном правонарушении изменений путем дополнения фразы о том, что "действия не содержат уголовно наказуемого деяния" в отсутствие сведений о надлежащем извещении Б. о времени и месте внесения данных изменений, являются не существенными нарушениями процессуальных требований, не могут повлечь признание данного протокола недопустимым доказательством, так как не затронули описания события, не изменили существо и квалификацию правонарушения, не повлекли нарушения прав Б., не ухудшили его положение, и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения в его действиях. Указанная фраза содержится в статье вмененного Б. административного правонарушения.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.При этом необходимо отметить, что нарушения должностным лицом требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, в части внесения в протокол об административном правонарушении изменений путем дополнения фразы о том, что "действия не содержат уголовно наказуемого деяния" в отсутствие сведений о надлежащем извещении Б. о времени и месте внесения данных изменений, являются не существенными нарушениями процессуальных требований, не могут повлечь признание данного протокола недопустимым доказательством, так как не затронули описания события, не изменили существо и квалификацию правонарушения, не повлекли нарушения прав Б., не ухудшили его положение, и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения в его действиях. Указанная фраза содержится в статье вмененного Б. административного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ) (абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ) (абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5)).
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (часть 1 статьи 22.3 КоАП РФ).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (часть 1 статьи 22.3 КоАП РФ).
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 22 июля 2014 года) часть 6 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации дополнена абзацем вторым, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 22 июля 2014 года) часть 6 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации дополнена абзацем вторым, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Статья 28.8 КоАП РФ устанавливает сжатый срок для устранения недостатков протокола и других материалов дела - трое суток со дня их поступления от судьи. Вместе с тем законодатель не предусматривает порядка устранения таких недостатков и ничего не говорит о способах и формах реагирования на них. В частности, из текста данной статьи не ясно, необходимо ли составлять новый протокол об административном правонарушении или достаточно внести исправления в уже составленный.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Статья 28.8 КоАП РФ устанавливает сжатый срок для устранения недостатков протокола и других материалов дела - трое суток со дня их поступления от судьи. Вместе с тем законодатель не предусматривает порядка устранения таких недостатков и ничего не говорит о способах и формах реагирования на них. В частности, из текста данной статьи не ясно, необходимо ли составлять новый протокол об административном правонарушении или достаточно внести исправления в уже составленный.
Статья: Риски расширения цифровой основы применения административной ответственности
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Значительные изменения предлагается внести в ст. 28.8 "Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении", которая дополняется ч. 1.2 - 1.5.
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Значительные изменения предлагается внести в ст. 28.8 "Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении", которая дополняется ч. 1.2 - 1.5.
Статья: Отдельные аспекты исполнения требований неимущественного характера: сравнительный анализ Российской Федерации и Республики Беларусь
(Климова С.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Сравнительно-правовой анализ российского законодательства и законодательства РБ позволяет резюмировать, что положения Законов касательно исполнения требований неимущественного характера как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь должны быть модернизированы, поскольку каждое из них имеет свои недостатки. Например, относительно законодательства Российской Федерации считаем рациональным внести изменения, а именно в ч. 2 ст. 105 Закона "Об исполнительном производстве" исключить фразу "и устанавливается новый срок для исполнения" <18> после составления протокола должностным лицом об административном правонарушении и дополнить словами: "...в исключительных случаях, когда в силу объективных обстоятельств невозможно исполнить требования, при наличии заявления должника судебный пристав-исполнитель вправе установить новый срок для исполнения с указанием в постановлении оснований, послуживших причиной для предоставления нового срока".
(Климова С.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Сравнительно-правовой анализ российского законодательства и законодательства РБ позволяет резюмировать, что положения Законов касательно исполнения требований неимущественного характера как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь должны быть модернизированы, поскольку каждое из них имеет свои недостатки. Например, относительно законодательства Российской Федерации считаем рациональным внести изменения, а именно в ч. 2 ст. 105 Закона "Об исполнительном производстве" исключить фразу "и устанавливается новый срок для исполнения" <18> после составления протокола должностным лицом об административном правонарушении и дополнить словами: "...в исключительных случаях, когда в силу объективных обстоятельств невозможно исполнить требования, при наличии заявления должника судебный пристав-исполнитель вправе установить новый срок для исполнения с указанием в постановлении оснований, послуживших причиной для предоставления нового срока".