Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность (штраф) за нарушение правил остановки или стоянки ТС
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем... протокол об административном правонарушении не составлялся, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого вынесено постановление. Указанные процессуальные нарушения являются значительными и достаточными для признания оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене..."
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем... протокол об административном правонарушении не составлялся, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого вынесено постановление. Указанные процессуальные нарушения являются значительными и достаточными для признания оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ"Довод общества о том, что в нарушение требований части 3 статьи 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено без участия потерпевших, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку из материалов дела не усматривается, что какое-либо лицо было наделено статусом потерпевшего. В силу статьи 28.1 КоАП РФ обращения граждан о нарушении обществом требований по содержанию и ремонту МКД послужило поводом к проведению проверки, что само по себе не наделяет собственников жилых помещений безусловным статусом потерпевших."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о надлежащем извещении юридических лиц по делам об административных правонарушениях
(Обухович В.Э.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Однако реализация данного права зачастую в практике правоприменения невозможна, в том числе поскольку законодатель наделяет лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, либо суд возможностью рассмотреть дело об административном правонарушении без участия лица, привлекаемого к ответственности за те или иные правонарушения, установленные нормами КоАП.
(Обухович В.Э.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Однако реализация данного права зачастую в практике правоприменения невозможна, в том числе поскольку законодатель наделяет лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, либо суд возможностью рассмотреть дело об административном правонарушении без участия лица, привлекаемого к ответственности за те или иные правонарушения, установленные нормами КоАП.
Статья: Риски расширения цифровой основы применения административной ответственности
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако такое правовое регулирование может привести к ущемлению процессуальных прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях. Во-первых, разрешение ходатайства остается полностью на усмотрение субъекта административной юрисдикции. Из спроектированной нормы не следует, что суд (орган, должностное лицо) не вправе отказать в удовлетворении подобного ходатайства, поступившего от участника производства по делу об административном правонарушении. Во-вторых, следует учитывать, что одна четверть только "судебных" дел об административных правонарушениях рассматриваются без участия лиц, в отношении которых должен быть решен вопрос о привлечении их к административной ответственности.
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако такое правовое регулирование может привести к ущемлению процессуальных прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях. Во-первых, разрешение ходатайства остается полностью на усмотрение субъекта административной юрисдикции. Из спроектированной нормы не следует, что суд (орган, должностное лицо) не вправе отказать в удовлетворении подобного ходатайства, поступившего от участника производства по делу об административном правонарушении. Во-вторых, следует учитывать, что одна четверть только "судебных" дел об административных правонарушениях рассматриваются без участия лиц, в отношении которых должен быть решен вопрос о привлечении их к административной ответственности.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Системы видео-конференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным, но который не имеет возможности прибыть для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. В целях обеспечения участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, в местах отбывания административного ареста либо в специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в местах принудительного содержания органов, уполномоченных осуществлять административное задержание, используются системы видео-конференц-связи соответствующих органов и учреждений.
(ред. от 04.11.2025)2. Системы видео-конференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным, но который не имеет возможности прибыть для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. В целях обеспечения участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, в местах отбывания административного ареста либо в специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в местах принудительного содержания органов, уполномоченных осуществлять административное задержание, используются системы видео-конференц-связи соответствующих органов и учреждений.
Статья: Характер взаимосвязи материальных и процессуальных норм института административной ответственности
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Установленный процессуальной нормой повод к возбуждению дела об административном правонарушении не должен заведомо предопределять субъекта ответственности и его виновность, вид и размер подлежащего применению административного наказания. Своеобразие повода к возбуждению дела об административном правонарушении может порождать лишь особенности содержания стадий возбуждения и рассмотрения дела. В данном случае такие особенности могли бы заключаться в признании материала фотовидеосъемки нарушения, дополненного сведениями о собственнике транспортного средства (объекта недвижимости) и о квалификации зафиксированного нарушения, процессуальным актом возбуждения дела об административном правонарушении. Допустимой представляется возможность назначения собственнику (владельцу) транспортного средства или объекта недвижимости административного наказания без составления протокола об административном правонарушении и без его участия в рассмотрении дела при определенных процессуальными нормами обстоятельствах. Например, собственник ознакомлен с актом возбуждения дела, извещен о месте и времени его рассмотрения, о предусмотренных ст. 2.6.1 КоАП РФ процессуальных правах и не явился для участия в рассмотрении дела, не представил заявлений, объяснений, ходатайств, исключающих возможность признания его виновным в совершении зафиксированного специальными техническими средствами нарушения <6>. Подобный подход к построению механизма реализации административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств и объектов недвижимости при фиксации нарушений специальными техническими средствами освободит материальные нормы административно-деликтного законодательства от неправомерного влияния на их содержание процессуальных правоустановлений.
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Установленный процессуальной нормой повод к возбуждению дела об административном правонарушении не должен заведомо предопределять субъекта ответственности и его виновность, вид и размер подлежащего применению административного наказания. Своеобразие повода к возбуждению дела об административном правонарушении может порождать лишь особенности содержания стадий возбуждения и рассмотрения дела. В данном случае такие особенности могли бы заключаться в признании материала фотовидеосъемки нарушения, дополненного сведениями о собственнике транспортного средства (объекта недвижимости) и о квалификации зафиксированного нарушения, процессуальным актом возбуждения дела об административном правонарушении. Допустимой представляется возможность назначения собственнику (владельцу) транспортного средства или объекта недвижимости административного наказания без составления протокола об административном правонарушении и без его участия в рассмотрении дела при определенных процессуальными нормами обстоятельствах. Например, собственник ознакомлен с актом возбуждения дела, извещен о месте и времени его рассмотрения, о предусмотренных ст. 2.6.1 КоАП РФ процессуальных правах и не явился для участия в рассмотрении дела, не представил заявлений, объяснений, ходатайств, исключающих возможность признания его виновным в совершении зафиксированного специальными техническими средствами нарушения <6>. Подобный подход к построению механизма реализации административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств и объектов недвижимости при фиксации нарушений специальными техническими средствами освободит материальные нормы административно-деликтного законодательства от неправомерного влияния на их содержание процессуальных правоустановлений.