Расположение земельного участка в нескольких территориальных зонах
Подборка наиболее важных документов по запросу Расположение земельного участка в нескольких территориальных зонах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу положений ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные принципы земельного законодательства" ЗК РФ"Тем не менее, одним из принципов земельного законодательства является единство земельного участка и связанного с ним объекта недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса). Следовательно, для каждого объекта недвижимого имущества при наличии возможности обеспечить соблюдение градостроительных, санитарных и иных норм и правил должен быть сформирован отдельный земельный участок. При этом, в исключительных случаях, допускается расположение одного здания, сооружения на нескольких земельных участках (с учетом того, что виды разрешенного использования участков и территориальные зоны, в которых они расположены, одинаковы)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Общие правила установления границ территориальных зон предусмотрены ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, в ней предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Аналогичная норма установлена ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Общие правила установления границ территориальных зон предусмотрены ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, в ней предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Аналогичная норма установлена ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества;
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"1. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Особая экономическая зона может располагаться на земельных участках, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов.
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"1. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Особая экономическая зона может располагаться на земельных участках, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов.
Статья: К вопросу о сохраняющейся неоднозначности понимания термина "особая экономическая зона" по российскому законодательству
(Тюрин И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Теперь попробуем ответить на еще один, ранее поставленный в настоящем исследовании вопрос: может ли в обозримом будущем ОЭЗ, создаваемая в границах отдельно взятого субъекта РФ, на законных основаниях полностью занимать всю его территорию? Прямых запретов к тому не имеется, однако накопленный более чем за 15 лет опыт убедительно доказывает: к подобной практике Правительство РФ пока не прибегало. Более того, в уже принятых по вопросу учреждения отдельных ОЭЗ постановлениях Правительства РФ, в том числе в перечисленных выше, всегда используется фактически стандартизованная формулировка с точным указанием одного или нескольких муниципальных образований, на территории которых внутри субъекта РФ образовывается ОЭЗ.
(Тюрин И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Теперь попробуем ответить на еще один, ранее поставленный в настоящем исследовании вопрос: может ли в обозримом будущем ОЭЗ, создаваемая в границах отдельно взятого субъекта РФ, на законных основаниях полностью занимать всю его территорию? Прямых запретов к тому не имеется, однако накопленный более чем за 15 лет опыт убедительно доказывает: к подобной практике Правительство РФ пока не прибегало. Более того, в уже принятых по вопросу учреждения отдельных ОЭЗ постановлениях Правительства РФ, в том числе в перечисленных выше, всегда используется фактически стандартизованная формулировка с точным указанием одного или нескольких муниципальных образований, на территории которых внутри субъекта РФ образовывается ОЭЗ.
Статья: Обзор Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2024, N 1)В свою очередь, Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 - 23 Постановления N 44 дает ответы на ряд вопросов, связанных с приведенными нормативными положениями, в частности о сохранении постройки, если зона с особыми условиями территории ликвидирована либо основания для ее установления отпали, несмотря на наличие сведений о такой зоне в ЕГРН, и возможности заключения соглашения о возмещении убытков или выкупе земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, в том числе по требованию гражданина или юридического лица - собственника такого объекта, а также о том, что добросовестность лица, создавшего постройку в границах зоны с особыми условиями территории, входит в предмет доказывания по делу.
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2024, N 1)В свою очередь, Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 - 23 Постановления N 44 дает ответы на ряд вопросов, связанных с приведенными нормативными положениями, в частности о сохранении постройки, если зона с особыми условиями территории ликвидирована либо основания для ее установления отпали, несмотря на наличие сведений о такой зоне в ЕГРН, и возможности заключения соглашения о возмещении убытков или выкупе земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, в том числе по требованию гражданина или юридического лица - собственника такого объекта, а также о том, что добросовестность лица, создавшего постройку в границах зоны с особыми условиями территории, входит в предмет доказывания по делу.
Статья: Проблемы реализации принципов градостроительного зонирования в законодательстве Российской Федерации
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Поэтому ГрК РФ в своей исходной редакции содержал положение, ограничивающее установление территориальной зоны в отношении одного земельного участка <5>. Однако в 2019 г. такое положение было исключено из ГрК РФ <6>. Можно предположить, что такое законодательное изменение было продиктовано наличием земельных участков, чьи границы в силу их площади составляли целый элемент планировочной структуры. Одним из примеров таких территорий являются территории предприятий как единого земельно-имущественного комплекса, расположенного на нескольких десятках или даже сотнях га <7>. В силу большой площади такие земельные участки могут быть выделены в самостоятельные территориальные зоны.
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Поэтому ГрК РФ в своей исходной редакции содержал положение, ограничивающее установление территориальной зоны в отношении одного земельного участка <5>. Однако в 2019 г. такое положение было исключено из ГрК РФ <6>. Можно предположить, что такое законодательное изменение было продиктовано наличием земельных участков, чьи границы в силу их площади составляли целый элемент планировочной структуры. Одним из примеров таких территорий являются территории предприятий как единого земельно-имущественного комплекса, расположенного на нескольких десятках или даже сотнях га <7>. В силу большой площади такие земельные участки могут быть выделены в самостоятельные территориальные зоны.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Категории земель носят объективный характер, категоризация - это результат познания свойств природы, того, с чем человек взаимодействует в силу сложившихся обстоятельств. ЗОУТ устанавливаются с целью охраны различных объектов и могут образовываться в пределах одной или нескольких категорий земель и включать в свой состав как целые земельные участки, так и их отдельные части. Режим ЗОУТ значительно сужает условия землепользования по сравнению с нормами о целевом назначении определенной категории земли.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Категории земель носят объективный характер, категоризация - это результат познания свойств природы, того, с чем человек взаимодействует в силу сложившихся обстоятельств. ЗОУТ устанавливаются с целью охраны различных объектов и могут образовываться в пределах одной или нескольких категорий земель и включать в свой состав как целые земельные участки, так и их отдельные части. Режим ЗОУТ значительно сужает условия землепользования по сравнению с нормами о целевом назначении определенной категории земли.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Подобное упорядочивание лесных земель в градостроительной документации и в Едином государственном реестре недвижимости приводит к тому, что сформировать земельный участок из состава земель общего пользования, когда-то выделенных некоммерческим объединениям, не представляется возможным по той причине, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" земельный участок может быть сформирован только в составе одной территориальной зоны. Помещение формируемого земельного участка в две и более территориальные зоны невозможно. Попытка постановки земельного участка на государственный кадастровый учет с границами в составе нескольких территориальных зон влечет за собой сначала приостановку, а затем отказ в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Подобное упорядочивание лесных земель в градостроительной документации и в Едином государственном реестре недвижимости приводит к тому, что сформировать земельный участок из состава земель общего пользования, когда-то выделенных некоммерческим объединениям, не представляется возможным по той причине, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" земельный участок может быть сформирован только в составе одной территориальной зоны. Помещение формируемого земельного участка в две и более территориальные зоны невозможно. Попытка постановки земельного участка на государственный кадастровый учет с границами в составе нескольких территориальных зон влечет за собой сначала приостановку, а затем отказ в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Субъектами Российской Федерации <116> проинформировано о наличии потребностей в использовании 3 032 федеральных земельных участков общей площадью более 120 тыс. га, а также о проблемах, возникающих при передаче их на иной уровень публичной собственности, среди которых самыми актуальными являются: необоснованно длительное время передачи земельных участков <117>, несформированность земельных участков, в том числе ввиду наличия пересечений границ участков с землями лесного фонда, наличие в границах участков водных объектов, расположение участков в нескольких территориальных зонах, наличие реестровых ошибок в отношении земельных участков <118>, необходимость длительного согласования передачи неиспользуемых земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным организациям <119>, отказы в передаче земельных участков по основаниям, не предусмотренным законодательством <120> (детализированная информация представлена в приложении N 15 к отчету).
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Субъектами Российской Федерации <116> проинформировано о наличии потребностей в использовании 3 032 федеральных земельных участков общей площадью более 120 тыс. га, а также о проблемах, возникающих при передаче их на иной уровень публичной собственности, среди которых самыми актуальными являются: необоснованно длительное время передачи земельных участков <117>, несформированность земельных участков, в том числе ввиду наличия пересечений границ участков с землями лесного фонда, наличие в границах участков водных объектов, расположение участков в нескольких территориальных зонах, наличие реестровых ошибок в отношении земельных участков <118>, необходимость длительного согласования передачи неиспользуемых земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным организациям <119>, отказы в передаче земельных участков по основаниям, не предусмотренным законодательством <120> (детализированная информация представлена в приложении N 15 к отчету).
Вопрос: Каков порядок предоставления льготной ипотеки для приобретения жилых помещений в Арктической зоне?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в отношении кредитных договоров, заключенных по 30.09.2025 (включительно), приобретение по договору купли-продажи земельного участка и строительство заемщиком своими силами или оплата заемщиком работ по строительству, если указанное строительство осуществляется по одному или нескольким договорам подряда, заключенным заемщиком с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, на таком земельном участке индивидуального жилого дома, а в отношении кредитных договоров, заключенных с 01.10.2025 (включительно), оплата заемщиком работ по строительству, если указанное строительство осуществляется по договору строительного подряда, заключенному заемщиком с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном на сухопутных территориях Арктической зоны РФ, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2024 N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - Федеральный закон "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу"), либо приобретение заемщиком по договору купли-продажи земельного участка, расположенного на территории субъекта РФ, на сухопутных территориях Арктической зоны РФ, и оплата заемщиком работ по договору строительного подряда, заключенному заемщиком с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном на территории субъекта Российской Федерации на сухопутных территориях Арктической зоны РФ, в соответствии с Федеральным законом "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (абз. 9, 13 пп. "г" п. 6 Условий программы ипотеки);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в отношении кредитных договоров, заключенных по 30.09.2025 (включительно), приобретение по договору купли-продажи земельного участка и строительство заемщиком своими силами или оплата заемщиком работ по строительству, если указанное строительство осуществляется по одному или нескольким договорам подряда, заключенным заемщиком с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, на таком земельном участке индивидуального жилого дома, а в отношении кредитных договоров, заключенных с 01.10.2025 (включительно), оплата заемщиком работ по строительству, если указанное строительство осуществляется по договору строительного подряда, заключенному заемщиком с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном на сухопутных территориях Арктической зоны РФ, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2024 N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - Федеральный закон "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу"), либо приобретение заемщиком по договору купли-продажи земельного участка, расположенного на территории субъекта РФ, на сухопутных территориях Арктической зоны РФ, и оплата заемщиком работ по договору строительного подряда, заключенному заемщиком с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном на территории субъекта Российской Федерации на сухопутных территориях Арктической зоны РФ, в соответствии с Федеральным законом "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (абз. 9, 13 пп. "г" п. 6 Условий программы ипотеки);
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования (средняя квадратическая погрешность (СКП) рассчитывается на основании сложных математических формул, является мерой точности результатов измерений и является их вероятностной характеристикой: населенного пункта, территориальной зоны, лесничества);
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования (средняя квадратическая погрешность (СКП) рассчитывается на основании сложных математических формул, является мерой точности результатов измерений и является их вероятностной характеристикой: населенного пункта, территориальной зоны, лесничества);
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Категории земель носят объективный характер, их наличие не зависит от воли человека, категоризация - это результат познания свойств природы, того, с чем человек взаимодействует в силу сложившихся обстоятельств. ЗОУТ устанавливаются с целью охраны различных объектов и могут образовываться в пределах одной или нескольких категорий земель и включать в свой состав как целые земельные участки, так и их отдельные части. Режим ЗОУТ значительно сужает условия землепользования по сравнению с нормами о целевом назначении определенной категории земли.
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Категории земель носят объективный характер, их наличие не зависит от воли человека, категоризация - это результат познания свойств природы, того, с чем человек взаимодействует в силу сложившихся обстоятельств. ЗОУТ устанавливаются с целью охраны различных объектов и могут образовываться в пределах одной или нескольких категорий земель и включать в свой состав как целые земельные участки, так и их отдельные части. Режим ЗОУТ значительно сужает условия землепользования по сравнению с нормами о целевом назначении определенной категории земли.