Прокурорский надзор трудовое законодательство

Подборка наиболее важных документов по запросу Прокурорский надзор трудовое законодательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2024 N 88-14983/2024 (УИД 57RS0023-01-2023-000306-44)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт сокращения должности, замещаемой гражданином, в результате проведенных организационно-штатных мероприятий подтвержден, процедура увольнения была соблюдена, гражданину были предложены все вакантные должности с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований, при этом гражданин не выразил согласия на занятие какой-либо из предложенных должностей.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Доводы кассационной жалобы Ф. относительно того, что фактического сокращения штатной численности прокуратуры Орловской области не произошло, являются не обоснованными и опровергаются материалами дела, подтверждающими реальное сокращении штата, направленное на оптимизацию организационной структуры, введение должности старшего помощника прокурора области по особым поручениям за счет высвободившейся должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, занимаемой истцом, не свидетельствует об отсутствии фактического сокращения штата, поскольку право определять численность и штат работников принадлежит работодателю, в силу положений действующего трудового законодательства и положений специальных норм, регулирующих организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, издание приказа о сокращении работников и проведение соответствующих мероприятий по сокращению штата работников относится к компетенции работодателя.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Прокурорские дела. Оспаривание актов. Конфликтное увольнение
(Кокорева В.)
("Трудовое право", 2019, N 10)
Одной из главенствующих задач органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем немалая часть прокурорских дел связана с надзором именно в рамках трудового законодательства. В сравнении с предыдущим годом статистика говорит о положительной динамике и об улучшении состояния законности в сфере оплаты труда.
Статья: Защита трудовых прав в современной России: процессуальные коллизии
(Михайлова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)
Очевидно, что трудовые правоотношения не подпадают под сформулированные Пленумом ВС РФ признаки публично-правовых отношений. Даже с учетом того, что трудовое законодательство закрепляет ряд гарантий соблюдения прав и интересов работников, меры контроля и надзора (как прокурорского, так и государственной трудовой инспекцией), они все равно имеют "горизонтальный характер", так как трудовой договор всегда есть продукт согласования воль работника и работодателя, а сам работодатель публично-правовыми полномочиями по отношению к работнику не обладает. Таким образом, трудовые правоотношения являются частноправовыми и обоснованно отнесены к гражданскому судопроизводству. Все их особенности связаны с отдельными условиями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений и не оказывают влияния на их сущность.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)
Данным приказом прокурорам предписано принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства, обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309
(ред. от 25.01.2024)
"О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"
(вместе с "Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции")
а) к лицу, замещающему должность в государственном органе, Центральном банке Российской Федерации, государственном внебюджетном фонде, государственной корпорации (компании), иной организации, созданной на основании федерального закона, публично-правовой компании, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии;