Привлечение судьи к ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение судьи к ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Административный истец не согласен с отказом в принятии иска
(КонсультантПлюс, 2025)подан иск о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и взыскании с них денежных средств
(КонсультантПлюс, 2025)подан иск о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и взыскании с них денежных средств
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности уголовного преследования судьи
(Романенко Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2017, N 3)ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ СУДЬИ
(Романенко Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2017, N 3)ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ СУДЬИ
Нормативные акты
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N 13
"О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Гражданин не наделен правом обжалования решения квалификационной коллегии судей, принятого в отношении судьи по результатам рассмотрения заключения комиссии, проводившей проверку по его жалобе о совершении судьей дисциплинарного проступка. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не наделен правом привлечения судьи к ответственности, возбуждения дисциплинарного производства либо участия в рассмотрении квалификационной коллегией судей дисциплинарного проступка судьи. Следовательно, самим по себе решением квалификационной коллегии судей о непривлечении судьи к дисциплинарной ответственности конституционные права гражданина, в частности право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации, не могут считаться нарушенными <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Гражданин не наделен правом обжалования решения квалификационной коллегии судей, принятого в отношении судьи по результатам рассмотрения заключения комиссии, проводившей проверку по его жалобе о совершении судьей дисциплинарного проступка. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не наделен правом привлечения судьи к ответственности, возбуждения дисциплинарного производства либо участия в рассмотрении квалификационной коллегией судей дисциплинарного проступка судьи. Следовательно, самим по себе решением квалификационной коллегии судей о непривлечении судьи к дисциплинарной ответственности конституционные права гражданина, в частности право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации, не могут считаться нарушенными <1>.
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)<1> Пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)<1> Пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статья: Современное состояние принципа независимости судебной власти
(Ковшарева Е.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 4)Что интересно, при изначальном осуществлении судебной реформы 90-х годов судьи имели достаточно значительные преимущества своего статуса. Например, как отмечает Т.Г. Морщакова <7>, судья в то время не подлежал привлечению к какой-либо форме (дисциплинарной или административной) ответственности. Именно органы судейского сообщества являлись вершителями судеб, давая разрешение на привлечение судьи к ответственности или же отказывая в этом.
(Ковшарева Е.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 4)Что интересно, при изначальном осуществлении судебной реформы 90-х годов судьи имели достаточно значительные преимущества своего статуса. Например, как отмечает Т.Г. Морщакова <7>, судья в то время не подлежал привлечению к какой-либо форме (дисциплинарной или административной) ответственности. Именно органы судейского сообщества являлись вершителями судеб, давая разрешение на привлечение судьи к ответственности или же отказывая в этом.
Статья: Административная ответственность судей как лиц, обладающих привилегиями в праве
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В работе проанализировано российское законодательство по вопросу привлечения к ответственности лиц, обладающих привилегиями в праве, описан алгоритм привлечения к административной ответственности судей как субъектов, обладающих иммунитетами в праве, указаны проблемы, порождаемые усложненным механизмом привлечения судей к ответственности, приведена авторская структура административно-правового иммунитета судей, в заключение сделан вывод и приведены в подтверждение статистические данные, что необходимо пересмотреть порядок привлечения судей к административной ответственности.
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В работе проанализировано российское законодательство по вопросу привлечения к ответственности лиц, обладающих привилегиями в праве, описан алгоритм привлечения к административной ответственности судей как субъектов, обладающих иммунитетами в праве, указаны проблемы, порождаемые усложненным механизмом привлечения судей к ответственности, приведена авторская структура административно-правового иммунитета судей, в заключение сделан вывод и приведены в подтверждение статистические данные, что необходимо пересмотреть порядок привлечения судей к административной ответственности.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Судьи должны пользоваться иммунитетом от судебных исков при исполнении своих должностных обязанностей. Кроме того, должен быть установлен особый порядок привлечения судей к юридической ответственности (уголовной и административной).
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Судьи должны пользоваться иммунитетом от судебных исков при исполнении своих должностных обязанностей. Кроме того, должен быть установлен особый порядок привлечения судей к юридической ответственности (уголовной и административной).
Статья: О конфликте конституционных и уголовно-процессуальных интересов при уголовном преследовании судьи
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Исследование, проведенное по фактам привлечения судей к уголовной ответственности, показало, что правовой конфликт между участниками сторон выходит за рамки личных правоотношений и становится публичным конфликтом уголовно-процессуальных интересов и конституционных интересов правосудия. На основании полученных результатов автор анализирует правовые последствия данных правоотношений, возможные варианты поведения сторон в данном конфликте, допустимые способы его устранения и приходит к выводу о том, что диалектический способ разрешения возникающих противоречий способствует укреплению конституционных интересов правосудия и не препятствует достижению целей, стоящих перед уголовным судопроизводством.
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Исследование, проведенное по фактам привлечения судей к уголовной ответственности, показало, что правовой конфликт между участниками сторон выходит за рамки личных правоотношений и становится публичным конфликтом уголовно-процессуальных интересов и конституционных интересов правосудия. На основании полученных результатов автор анализирует правовые последствия данных правоотношений, возможные варианты поведения сторон в данном конфликте, допустимые способы его устранения и приходит к выводу о том, что диалектический способ разрешения возникающих противоречий способствует укреплению конституционных интересов правосудия и не препятствует достижению целей, стоящих перед уголовным судопроизводством.
Статья: "Один за три, и два для одного..." Тонкости "штрафообложения"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Решение ИФНС о привлечении в субсидиарной ответственности судьи КС РФ поддержали, как и требование к учредителю возместить ущерб, нанесенный неуплатой налогов на сумму 117,3 миллиона рублей.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Решение ИФНС о привлечении в субсидиарной ответственности судьи КС РФ поддержали, как и требование к учредителю возместить ущерб, нанесенный неуплатой налогов на сумму 117,3 миллиона рублей.
Статья: Трудовая функция как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Отправление правосудия как обязательный элемент трудовой функции судьи, производный от публично-правового статуса последнего, отличается уникальностью: "Только судья как специальный субъект отношений (публично-правовых и трудоправовых) обладает исключительным правом в силу Конституции РФ отправлять правосудие. Никакие другие лица, не наделенные статусом судьи в установленном законом порядке, не уполномочены осуществлять подобного рода функцию" <2>. Специфика отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи проявляется и в том, что "результат его труда фактически выходит за пределы трудовых правоотношений: вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных лиц и подлежат исполнению на всей территории РФ" <3>. В отправлении правосудия именем Российской Федерации состоит основная цель и ценность судьи как носителя судебной власти, проводника правосудия и защиты прав и свобод человека и гражданина, гаранта верховенства права в системе разделения властей. Из этого вытекает и этим обусловливается автономия и независимость судьи при отправлении правосудия, недопустимость вмешательства в него третьих лиц, нераспространение субординационной власти и контроля работодателя в сферу осуществления судьей правосудия. Данный обязательный элемент трудовой функции судьи выведен из-под действия трудоправового института специальной дисциплинарной ответственности: судья не может быть привлечен к ответственности за вынесенное им решение в силу конституционного принципа независимости судьи при осуществлении правосудия; оценка правильности применения судьей норм материального и процессуального права, соответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам происходит в рамках процессуально-правового поля судами вышестоящих инстанций и не затрагивает трудоправовой статус судьи. Принцип недопустимости привлечения судьи к ответственности за принимаемые решения определяется Т.Г. Морщаковой как "главный принцип, сопровождающий независимость судебной власти" <4> и "одна из составных частей судейского иммунитета" <5>. Как указано в абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей" <6>, судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права. В связи с чем непосредственное осуществление правосудия лежит вне сферы действия института дисциплинарной ответственности. В данной специфике отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи публично-правовой природы находит выражение принцип единства и дифференциации регулирования трудовых отношений, подтверждающий и доказывающий трудоправовую природу профессиональной деятельности судей.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Отправление правосудия как обязательный элемент трудовой функции судьи, производный от публично-правового статуса последнего, отличается уникальностью: "Только судья как специальный субъект отношений (публично-правовых и трудоправовых) обладает исключительным правом в силу Конституции РФ отправлять правосудие. Никакие другие лица, не наделенные статусом судьи в установленном законом порядке, не уполномочены осуществлять подобного рода функцию" <2>. Специфика отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи проявляется и в том, что "результат его труда фактически выходит за пределы трудовых правоотношений: вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных лиц и подлежат исполнению на всей территории РФ" <3>. В отправлении правосудия именем Российской Федерации состоит основная цель и ценность судьи как носителя судебной власти, проводника правосудия и защиты прав и свобод человека и гражданина, гаранта верховенства права в системе разделения властей. Из этого вытекает и этим обусловливается автономия и независимость судьи при отправлении правосудия, недопустимость вмешательства в него третьих лиц, нераспространение субординационной власти и контроля работодателя в сферу осуществления судьей правосудия. Данный обязательный элемент трудовой функции судьи выведен из-под действия трудоправового института специальной дисциплинарной ответственности: судья не может быть привлечен к ответственности за вынесенное им решение в силу конституционного принципа независимости судьи при осуществлении правосудия; оценка правильности применения судьей норм материального и процессуального права, соответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам происходит в рамках процессуально-правового поля судами вышестоящих инстанций и не затрагивает трудоправовой статус судьи. Принцип недопустимости привлечения судьи к ответственности за принимаемые решения определяется Т.Г. Морщаковой как "главный принцип, сопровождающий независимость судебной власти" <4> и "одна из составных частей судейского иммунитета" <5>. Как указано в абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей" <6>, судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права. В связи с чем непосредственное осуществление правосудия лежит вне сферы действия института дисциплинарной ответственности. В данной специфике отправления правосудия как обязательного элемента трудовой функции судьи публично-правовой природы находит выражение принцип единства и дифференциации регулирования трудовых отношений, подтверждающий и доказывающий трудоправовую природу профессиональной деятельности судей.
Статья: Роль квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в реализации принципа несменяемости судей
(Неверов А.Я.)
("Российский судья", 2025, N 3)При этом полагаем, что если внести в Закон о статусе судей изменения в части нормативного закрепления необходимости дачи положительного заключения квалификационной коллегией судей на перевод судьи в другой суд, то данной коллизии закона удалось бы избежать, так как коллегия, рассматривая вопросы назначения (перевода) судей, могла бы исследовать все сопутствующие данному назначению ситуации, включая личные мотивы судьи. Как следствие, минимум одним спорным основанием для привлечения судьи к ответственности стало бы меньше.
(Неверов А.Я.)
("Российский судья", 2025, N 3)При этом полагаем, что если внести в Закон о статусе судей изменения в части нормативного закрепления необходимости дачи положительного заключения квалификационной коллегией судей на перевод судьи в другой суд, то данной коллизии закона удалось бы избежать, так как коллегия, рассматривая вопросы назначения (перевода) судей, могла бы исследовать все сопутствующие данному назначению ситуации, включая личные мотивы судьи. Как следствие, минимум одним спорным основанием для привлечения судьи к ответственности стало бы меньше.