Привлечение к ответственности государственных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к ответственности государственных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Срок привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности исчисляется не с момента установления комиссией по соблюдению требований к служебному поведению факта дисциплинарного проступка, а с момента поступления информации о его совершении
(КонсультантПлюс, 2025)Срок привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности исчисляется не с момента установления комиссией по соблюдению требований к служебному поведению факта дисциплинарного проступка, а с момента поступления информации о его совершении
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить (если нет оснований для освобождения от ответственности). Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе). Минтруд России указал, что заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Заседания проводятся преимущественно в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении госслужащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других госслужащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции (п. 2 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
(КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить (если нет оснований для освобождения от ответственности). Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе). Минтруд России указал, что заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Заседания проводятся преимущественно в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении госслужащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других госслужащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции (п. 2 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем ознакомиться с Обзором практики привлечения к ответственности госслужащих, который актуализировал Минтруд России. В нем приводятся случаи, когда госслужащие нарушали требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) не исполняли антикоррупционные обязанности.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем ознакомиться с Обзором практики привлечения к ответственности госслужащих, который актуализировал Минтруд России. В нем приводятся случаи, когда госслужащие нарушали требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) не исполняли антикоррупционные обязанности.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 08.06.2004 N 729
(ред. от 25.07.2014)
"Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации"вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
(ред. от 25.07.2014)
"Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации"вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
Готовое решение: Как осуществляются зачет и возврат сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета
(КонсультантПлюс, 2025)За неисполнение судебных актов арбитражного суда налоговый орган и его должностных лиц могут оштрафовать (ст. 332 АПК РФ). За злостное неисполнение решений и постановлений судов госслужащих могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 315 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За неисполнение судебных актов арбитражного суда налоговый орган и его должностных лиц могут оштрафовать (ст. 332 АПК РФ). За злостное неисполнение решений и постановлений судов госслужащих могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 315 УК РФ).
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Вместо заключения: выводы и рекомендации, или что делать. Ранее мы уже обосновывали необходимость закрепить в служебном законодательстве норму об обязательном проведении служебной проверки в случае привлечения государственного служащего к ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков [22]. Здесь, в связи с изложенным выше, целесообразным представляется закрепление обязанности представителя нанимателя возбудить дисциплинарное производство и назначить проведение служебной проверки в случае выявления деяний, содержащих признаки грубого дисциплинарного проступка. При этом данная обязанность, как предлагалось в юридической доктрине, должна быть подкреплена ответственностью уже представителя нанимателя или уполномоченного им лица за ее нарушение. Дело в том, что обнаружение факта совершения дисциплинарного проступка, как правило, осуществляется непосредственным начальником государственного служащего, сотрудниками кадрового подразделения, т.е. именно уполномоченными лицами. В связи с этим необходимо предусмотреть обязанность информирования указанными лицами представителя нанимателя о совершении дисциплинарного проступка и ответственность в случае неисполнения этой обязанности.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Вместо заключения: выводы и рекомендации, или что делать. Ранее мы уже обосновывали необходимость закрепить в служебном законодательстве норму об обязательном проведении служебной проверки в случае привлечения государственного служащего к ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков [22]. Здесь, в связи с изложенным выше, целесообразным представляется закрепление обязанности представителя нанимателя возбудить дисциплинарное производство и назначить проведение служебной проверки в случае выявления деяний, содержащих признаки грубого дисциплинарного проступка. При этом данная обязанность, как предлагалось в юридической доктрине, должна быть подкреплена ответственностью уже представителя нанимателя или уполномоченного им лица за ее нарушение. Дело в том, что обнаружение факта совершения дисциплинарного проступка, как правило, осуществляется непосредственным начальником государственного служащего, сотрудниками кадрового подразделения, т.е. именно уполномоченными лицами. В связи с этим необходимо предусмотреть обязанность информирования указанными лицами представителя нанимателя о совершении дисциплинарного проступка и ответственность в случае неисполнения этой обязанности.
Готовое решение: Как госслужащему заполнить справку (декларацию) о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России указал, что на практике при наличии объективных причин госслужащий подает соответствующее заявление, которое рассматривается на заседании комиссии и по которому принимается соответствующее решение. Исходя из практики причина признавалась комиссией объективной и уважительной, когда госслужащим были приняты все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им обязанности по представлению соответствующей справки (п. 24 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России указал, что на практике при наличии объективных причин госслужащий подает соответствующее заявление, которое рассматривается на заседании комиссии и по которому принимается соответствующее решение. Исходя из практики причина признавалась комиссией объективной и уважительной, когда госслужащим были приняты все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им обязанности по представлению соответствующей справки (п. 24 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3) отношения по привлечению государственного служащего к дисциплинарной ответственности;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3) отношения по привлечению государственного служащего к дисциплинарной ответственности;
Статья: Служебная дисциплина муниципальных служащих: теоретические аспекты и несовершенство правового регулирования
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)В марте 2022 г. Министерством труда и социальной защиты РФ был подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0) <11>. Ценность этого документа состоит в классификации проступков государственных и муниципальных служащих на:
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)В марте 2022 г. Министерством труда и социальной защиты РФ был подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0) <11>. Ценность этого документа состоит в классификации проступков государственных и муниципальных служащих на:
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)При этом ни в Пояснительной записке к законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", ни в иных сопроводительных документах четко не объяснялось: зачем потребовалось вводить отдельный механизм привлечения государственных служащих к юридической ответственности в дополнение к уже существующему механизму ответственности за совершение дисциплинарных проступков? Такое усложнение служебного законодательства было бы оправданным, если бы особые правила привлечения государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных правонарушений позволяли более эффективно достигать цели предупреждения коррупции, закрепляя определенные возможности, не реализуемые в рамках обычной дисциплинарной процедуры.
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)При этом ни в Пояснительной записке к законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", ни в иных сопроводительных документах четко не объяснялось: зачем потребовалось вводить отдельный механизм привлечения государственных служащих к юридической ответственности в дополнение к уже существующему механизму ответственности за совершение дисциплинарных проступков? Такое усложнение служебного законодательства было бы оправданным, если бы особые правила привлечения государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных правонарушений позволяли более эффективно достигать цели предупреждения коррупции, закрепляя определенные возможности, не реализуемые в рамках обычной дисциплинарной процедуры.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<3> См.: Журавлев С.И., Туганов Ю.Н. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности // Российская юстиция. 2014. N 4. С. 57 - 60.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<3> См.: Журавлев С.И., Туганов Ю.Н. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности // Российская юстиция. 2014. N 4. С. 57 - 60.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)В иных случаях есть риски судебного разбирательства, назначения штрафа. Так, в случае выявления ошибки в уведомлении о приеме на работу бывшего госслужащего для вас есть риск привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку это может быть расценено как нарушение порядка сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим. Размер штрафа в этом случае для юрлица может достигать 500 000 руб. (подробнее об ответственности см. разд. 3 настоящего материала). Это следует, в частности, из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4, 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. п. 2, 3, 5, 6 Правил сообщения работодателем о заключении договора бывшим госслужащим, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 и подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2018 N 32-АД18-3).
(КонсультантПлюс, 2025)В иных случаях есть риски судебного разбирательства, назначения штрафа. Так, в случае выявления ошибки в уведомлении о приеме на работу бывшего госслужащего для вас есть риск привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку это может быть расценено как нарушение порядка сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим. Размер штрафа в этом случае для юрлица может достигать 500 000 руб. (подробнее об ответственности см. разд. 3 настоящего материала). Это следует, в частности, из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4, 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. п. 2, 3, 5, 6 Правил сообщения работодателем о заключении договора бывшим госслужащим, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 и подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2018 N 32-АД18-3).