Предъявление к исполнению постановления по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Предъявление к исполнению постановления по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2024 N 16-4908/2024 (УИД 61MS0010-01-2024-001613-03)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на подпункт "р" пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 10 ноября 2011 года N 71 "О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях", основана на неверном толковании норм действующего законодательства и не может являться основанием к изменению постановления мирового судьи.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на подпункт "р" пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 10 ноября 2011 года N 71 "О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях", основана на неверном толковании норм действующего законодательства и не может являться основанием к изменению постановления мирового судьи.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.10.2024 N 88а-22630/2024 по делу N 2а-41/2023
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования должника: 1) Об оспаривании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора; 2) О признании незаконным бездействия пристава-исполнителя.
Обстоятельства: Истец указал, что оснований для совершения действий, направленных на принудительное исполнение, не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Кроме того, обжалование постановления по делу об административном правонарушении после его вступления в законную силу и предъявления к принудительному исполнению не свидетельствует о незаконности решения судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, а также последующих действий по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования должника: 1) Об оспаривании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора; 2) О признании незаконным бездействия пристава-исполнителя.
Обстоятельства: Истец указал, что оснований для совершения действий, направленных на принудительное исполнение, не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Кроме того, обжалование постановления по делу об административном правонарушении после его вступления в законную силу и предъявления к принудительному исполнению не свидетельствует о незаконности решения судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, а также последующих действий по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Во взаимосвязанных положениях подп. 5 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 14 Закона 1997 г. об исполнительном производстве устанавливалось, что постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления. Соответственно, комментируемым Законом устранено разночтение с нормой ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Во взаимосвязанных положениях подп. 5 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 14 Закона 1997 г. об исполнительном производстве устанавливалось, что постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления. Соответственно, комментируемым Законом устранено разночтение с нормой ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ.
Статья: К вопросу об особенностях и видах административного принуждения
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административное принуждение по своей институциональной и функциональной сути является принуждением полицейским, значительная часть мер принуждения применяется во внесудебном порядке должностными лицами исполнительной власти, именно данная ветвь власти выполняет полицейскую функцию. В текущей ситуации один из авторов данной статьи даже обосновывает соотношение административного и полицейского принуждения <7>. К особенностям административного принуждения относятся множество обстоятельств как объективного, так и субъективного толка. Традиционно отмечается, что данный вид принуждения реализуется в отношении субъектов, которые не находятся в какой-либо служебной зависимости. Обозначенное качество административного принуждения отличает его от принуждения дисциплинарного, формой выражения которого являются дисциплинарные взыскания или иные меры принуждения, вытекающие из отношений подчинения или служебной зависимости. В доктрине до недавнего времени указывалось на относительную простоту применения мер административного принуждения, в текущей ситуации однозначно так сказать нельзя. Дело в том, что при применении мер административного принуждения нужно четко соблюдать процессуальную форму и зачастую учитывать не только публичные, но и частные интересы того лица, в отношении которого данное принуждение применяется. Таким образом, усложнение правового регулирования общественных отношений в публично-правовой реальности объективно предъявляет высокие юридические требования, связанные с применением мер рассматриваемого принуждения. Можно видеть, как возросли процессуальные требования в производстве по делам об административных правонарушениях, определенную автономию получил институт "административного расследования", а также институт "исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях".
(Костенников М.В., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административное принуждение по своей институциональной и функциональной сути является принуждением полицейским, значительная часть мер принуждения применяется во внесудебном порядке должностными лицами исполнительной власти, именно данная ветвь власти выполняет полицейскую функцию. В текущей ситуации один из авторов данной статьи даже обосновывает соотношение административного и полицейского принуждения <7>. К особенностям административного принуждения относятся множество обстоятельств как объективного, так и субъективного толка. Традиционно отмечается, что данный вид принуждения реализуется в отношении субъектов, которые не находятся в какой-либо служебной зависимости. Обозначенное качество административного принуждения отличает его от принуждения дисциплинарного, формой выражения которого являются дисциплинарные взыскания или иные меры принуждения, вытекающие из отношений подчинения или служебной зависимости. В доктрине до недавнего времени указывалось на относительную простоту применения мер административного принуждения, в текущей ситуации однозначно так сказать нельзя. Дело в том, что при применении мер административного принуждения нужно четко соблюдать процессуальную форму и зачастую учитывать не только публичные, но и частные интересы того лица, в отношении которого данное принуждение применяется. Таким образом, усложнение правового регулирования общественных отношений в публично-правовой реальности объективно предъявляет высокие юридические требования, связанные с применением мер рассматриваемого принуждения. Можно видеть, как возросли процессуальные требования в производстве по делам об административных правонарушениях, определенную автономию получил институт "административного расследования", а также институт "исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях".
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006)
(Извлечение)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" (в редакции от 27 декабря 2005 г. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006)
(Извлечение)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" (в редакции от 27 декабря 2005 г. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.
"Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)Судом установлено, что согласно имеющемуся на исполнительном листе входящему штампу он первоначально был предъявлен взыскателем к исполнению в подразделение службы судебных приставов до истечения установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Постановлением судебного пристава исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с невозможностью установить местонахождение имущества должника.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)Судом установлено, что согласно имеющемуся на исполнительном листе входящему штампу он первоначально был предъявлен взыскателем к исполнению в подразделение службы судебных приставов до истечения установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Постановлением судебного пристава исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с невозможностью установить местонахождение имущества должника.
Статья: Исполнимость мер прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)Следует обратить внимание, что требование учета финансовой обеспеченности муниципального образования применяется в отношении исковых заявлений и постановлений о возбуждении производств об административных правонарушениях.
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)Следует обратить внимание, что требование учета финансовой обеспеченности муниципального образования применяется в отношении исковых заявлений и постановлений о возбуждении производств об административных правонарушениях.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В случае если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П).
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В случае если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П).
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Несвоевременное направление материалов на рассмотрение по окончании административного расследования может повлечь возникновение убытков и предъявление исков к государственной казне в результате ненадлежащего исполнения требований к процессуальной форме ведения производства по делу об административном правонарушении. В частности, в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 (ред. от 29 июня 2021 г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" сказано: "С учетом положений пункта 2 части 5 статьи 3 Закона о компенсации, части 3 статьи 250 КАС РФ, абзаца второго части 2 статьи 222.1 АПК РФ, если производство по гражданскому, административному делу, делу об административном правонарушении, делу по экономическому спору не окончено, лицо вправе обратиться с заявлением о компенсации по истечении трех лет со дня поступления в суд первой инстанции заявления, искового заявления, административного искового заявления, протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), если заявителем ранее подавалось заявление об ускорении".
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Несвоевременное направление материалов на рассмотрение по окончании административного расследования может повлечь возникновение убытков и предъявление исков к государственной казне в результате ненадлежащего исполнения требований к процессуальной форме ведения производства по делу об административном правонарушении. В частности, в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 (ред. от 29 июня 2021 г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" сказано: "С учетом положений пункта 2 части 5 статьи 3 Закона о компенсации, части 3 статьи 250 КАС РФ, абзаца второго части 2 статьи 222.1 АПК РФ, если производство по гражданскому, административному делу, делу об административном правонарушении, делу по экономическому спору не окончено, лицо вправе обратиться с заявлением о компенсации по истечении трех лет со дня поступления в суд первой инстанции заявления, искового заявления, административного искового заявления, протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), если заявителем ранее подавалось заявление об ускорении".
Готовое решение: Как взыскателя извещают о невозможности взыскания по исполнительному документу и какие последствия это влечет
(КонсультантПлюс, 2025)на исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (кроме актов арбитражных судов, по которым восстановлен срок предъявления листа к исполнению);
(КонсультантПлюс, 2025)на исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (кроме актов арбитражных судов, по которым восстановлен срок предъявления листа к исполнению);
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия обеспечения исполнения решения, принятого по существу судебного административного дела, урегулирована в разной степени КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ. По общему правилу данная стадия административного судопроизводства начинается с момента вступления в законную силу решения, принятого по существу судебного административного дела. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ на данной стадии установлена процессуальная возможность обращения решения, принятого по существу судебного административного дела, к немедленному исполнению, а также применение мер по обеспечению исполнения данного решения, не обращенного к немедленному исполнению. Согласно КоАП РФ на данной стадии разрешения дела об административном правонарушении установлены процессуальные возможности суда общей юрисдикции по отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вынесенного. По общему правилу, использованному в КоАП РФ, АПК РФ, КАС РФ, данная стадия завершается по истечении срока давности исполнения финишного (итогового) решения принятого судом и вступившего в законную силу (в том числе истечение срока давности исполнения постановления суда общей юрисдикции о назначении административного наказания, истечение срока давности предъявления арбитражным судом исполнительного листа к исполнению).
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия обеспечения исполнения решения, принятого по существу судебного административного дела, урегулирована в разной степени КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ. По общему правилу данная стадия административного судопроизводства начинается с момента вступления в законную силу решения, принятого по существу судебного административного дела. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ на данной стадии установлена процессуальная возможность обращения решения, принятого по существу судебного административного дела, к немедленному исполнению, а также применение мер по обеспечению исполнения данного решения, не обращенного к немедленному исполнению. Согласно КоАП РФ на данной стадии разрешения дела об административном правонарушении установлены процессуальные возможности суда общей юрисдикции по отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вынесенного. По общему правилу, использованному в КоАП РФ, АПК РФ, КАС РФ, данная стадия завершается по истечении срока давности исполнения финишного (итогового) решения принятого судом и вступившего в законную силу (в том числе истечение срока давности исполнения постановления суда общей юрисдикции о назначении административного наказания, истечение срока давности предъявления арбитражным судом исполнительного листа к исполнению).
Вопрос: Какова последовательность действий по судебному взысканию причиненных убытков в порядке регресса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом право предъявления регрессного иска возникает у лица (истца по регрессному иску) лишь с момента исполнения решения суда о выплате компенсации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом право предъявления регрессного иска возникает у лица (истца по регрессному иску) лишь с момента исполнения решения суда о выплате компенсации.
Статья: Направления совершенствования подсудности и дифференциации процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)3. Прекращение дела в случае оплаты штрафа до начала судебного разбирательства. Согласно ст. 51/1 Устава уголовного судопроизводства, введенной Законом от 15 июня 1912 г. "О преобразовании местного суда", мировой судья мог прекратить дело, помимо общих оснований, также в случае, если "обвиняемый в преступном деянии, влекущем лишь денежное взыскание или денежную пеню, внесет до постановления приговора означенные взыскания или пеню, в высшем размере, а также определенные судом судебные издержки и удовлетворит притом предъявленный гражданский иск".
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)3. Прекращение дела в случае оплаты штрафа до начала судебного разбирательства. Согласно ст. 51/1 Устава уголовного судопроизводства, введенной Законом от 15 июня 1912 г. "О преобразовании местного суда", мировой судья мог прекратить дело, помимо общих оснований, также в случае, если "обвиняемый в преступном деянии, влекущем лишь денежное взыскание или денежную пеню, внесет до постановления приговора означенные взыскания или пеню, в высшем размере, а также определенные судом судебные издержки и удовлетворит притом предъявленный гражданский иск".
Ситуация: Возможно ли вернуть водительские права до истечения срока лишения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ВУ могут вернуть и в ином подразделении ГИБДД, если не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами представить в подразделение ГИБДД по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявление с указанием наименования подразделения ГИБДД, в которое необходимо направить ВУ. Заявление можно подать в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ВУ могут вернуть и в ином подразделении ГИБДД, если не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами представить в подразделение ГИБДД по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявление с указанием наименования подразделения ГИБДД, в которое необходимо направить ВУ. Заявление можно подать в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191).
Статья: Отдельные аспекты правоприменительной практики при рассмотрении вопросов о форме и содержании административного материала
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)При этом законодатель наделяет органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, возможностью реализовать принцип неотвратимости наказания не только путем предъявления исполнительного документа в органы принудительного исполнения, но и посредством использования такого эффективного инструмента, как повторное привлечение уклоняющегося от исполнения наказания лица к административной ответственности <5>.
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)При этом законодатель наделяет органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, возможностью реализовать принцип неотвратимости наказания не только путем предъявления исполнительного документа в органы принудительного исполнения, но и посредством использования такого эффективного инструмента, как повторное привлечение уклоняющегося от исполнения наказания лица к административной ответственности <5>.
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Отметим, что за управление легковым такси водителем, не прошедшим в установленном порядке указанную аттестацию, Московская городская Дума предусмотрела административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, приняв Закон от 21 мая 2025 г., в соответствии с которым Кодекс города Москвы об административных правонарушениях [22] дополнен ст. 10.14 "Нарушение требований, предъявляемых к водителю легкового такси".
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Отметим, что за управление легковым такси водителем, не прошедшим в установленном порядке указанную аттестацию, Московская городская Дума предусмотрела административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, приняв Закон от 21 мая 2025 г., в соответствии с которым Кодекс города Москвы об административных правонарушениях [22] дополнен ст. 10.14 "Нарушение требований, предъявляемых к водителю легкового такси".