Повышение квалификации контрактная служба
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение квалификации контрактная служба (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Возмещение затрат на обучение работника
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если сотрудник, ранее уволившийся со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе, вновь поступает на службу в органы внутренних дел и проходит службу, его можно считать исполняющим обязательство по контракту (проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации). Такой сотрудник вправе поставить вопрос перед представителем нанимателя о возврате взысканных с него по решению суда денежных средств в счет погашения затрат на его обучение и приостановлении последующих удержаний из его денежного довольствия до исполнения им обязательства проходить службу в органах внутренних дел в течение срока, предусмотренного контрактом, и этому сотруднику не может быть отказано в положительном решении данного вопроса..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если сотрудник, ранее уволившийся со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе, вновь поступает на службу в органы внутренних дел и проходит службу, его можно считать исполняющим обязательство по контракту (проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации). Такой сотрудник вправе поставить вопрос перед представителем нанимателя о возврате взысканных с него по решению суда денежных средств в счет погашения затрат на его обучение и приостановлении последующих удержаний из его денежного довольствия до исполнения им обязательства проходить службу в органах внутренних дел в течение срока, предусмотренного контрактом, и этому сотруднику не может быть отказано в положительном решении данного вопроса..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какое образование и обучение требуются для работы по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Сроки обучения устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, в соответствии с разрабатываемыми ими программами. Рекомендуемый срок обучения для специалистов по закупкам - 108 часов по программе повышения квалификации (п. 2.3 Методических рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)Сроки обучения устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, в соответствии с разрабатываемыми ими программами. Рекомендуемый срок обучения для специалистов по закупкам - 108 часов по программе повышения квалификации (п. 2.3 Методических рекомендаций).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Госслужащему был объявлен выговор за неисполнение должностных обязанностей, а именно за срыв обучения на курсах повышения квалификации по программе "Управление государственными и муниципальными закупками". Оспаривая выговор, госслужащий доказывал суду, что не является сотрудником контрактной службы и что деятельность в сфере закупок не входит в круг его должностных обязанностей. Следовательно, наниматель не мог направлять его на курсы повышения квалификации, поскольку тематика учебы не относилась к его непосредственным служебным обязанностям. К тому же он не давал согласия быть контрактным управляющим или участвовать в закупочных комиссиях.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Госслужащему был объявлен выговор за неисполнение должностных обязанностей, а именно за срыв обучения на курсах повышения квалификации по программе "Управление государственными и муниципальными закупками". Оспаривая выговор, госслужащий доказывал суду, что не является сотрудником контрактной службы и что деятельность в сфере закупок не входит в круг его должностных обязанностей. Следовательно, наниматель не мог направлять его на курсы повышения квалификации, поскольку тематика учебы не относилась к его непосредственным служебным обязанностям. К тому же он не давал согласия быть контрактным управляющим или участвовать в закупочных комиссиях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10) один раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, срок освоения которой устанавливается типовой дополнительной профессиональной программой, утвержденной в установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" порядке, в одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по усмотрению кадастрового инженера;
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10) один раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, срок освоения которой устанавливается типовой дополнительной профессиональной программой, утвержденной в установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" порядке, в одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по усмотрению кадастрового инженера;
Статья: Преимущественное право на оставление на работе
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 3)При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы; родителю, имеющему ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 3)При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы; родителю, имеющему ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Статья: Некоторые особенности социальной защиты военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации
(Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Гарантии реализации права на труд: назначение на высшие воинские должности с учетом условии заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе; повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора; увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы; время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
(Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Гарантии реализации права на труд: назначение на высшие воинские должности с учетом условии заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе; повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора; увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы; время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Статья: Новые правила организации деятельности контрактной службы заказчика
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Относительно образования работников контрактной службы до сих пор существуют неоднозначные подходы. Так, еще в 2016 и 2017 гг. Минэкономразвития России разъясняло, что являться работником контрактной службы может лицо без высшего профильного образования в сфере закупок, но в этом случае специалист обязательно должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок <8>. Однако уже в 2020 г. Минфин России предложил другую альтернативную трактовку требований к образованию работников контрактной службы: "работник контрактной службы <...> должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок" <9>.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Относительно образования работников контрактной службы до сих пор существуют неоднозначные подходы. Так, еще в 2016 и 2017 гг. Минэкономразвития России разъясняло, что являться работником контрактной службы может лицо без высшего профильного образования в сфере закупок, но в этом случае специалист обязательно должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок <8>. Однако уже в 2020 г. Минфин России предложил другую альтернативную трактовку требований к образованию работников контрактной службы: "работник контрактной службы <...> должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок" <9>.
Статья: Явление социальной инклюзии в праве социального обеспечения
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Рассматриваемое состояние лица может представлять интерес и в рамках дискуссии о принципах права социального обеспечения. Принципы права социального обеспечения понимаются в юридической науке как идеи, на которых основывается правовое регулирование и в которых выражается сущность отрасли права, ее содержание и назначение <23>. Анализируя социальную инклюзию на предмет соответствия этим признакам, следует отметить, что таковая может при определенных условиях рассматриваться как принцип. Так, например, идея социальной инклюзии может иллюстрировать назначение норм права социального обеспечения. Действительно, нормы права социального обеспечения нацелены в том числе и на восстановление статуса гражданина в обществе, стабилизацию его социальных связей, возможности реализовать свои права и участвовать в общественной жизни. Эффективные социальное обеспечение и социальная защита лица ведут к описанному результату. Социальная инклюзия характеризует и отдельные механизмы социального обеспечения или социальной защиты. Фактически посредством активизации социальных связей лица, включением его в определенные сферы общественной жизни реализуются такие меры, как профессиональная переподготовка или повышение квалификации по направлению органов службы занятости населения, оказание социальных услуг, государственной социальной помощи на условиях социального контракта и др. Перечисленные механизмы предполагают активное включение получателя мер социального обеспечения или социальной защиты в области социального взаимодействия, что способно привести к минимизации социального риска или преодолению последствий его объективации. В случае перехода государственной системы социального обеспечения граждан, имеющих детей, к натуральной форме предоставления отдельных мер социальной поддержки потенциал социальной инклюзии окажется значим для обеспечения детей, например, образовательными услугами секций, кружков и т.д.
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Рассматриваемое состояние лица может представлять интерес и в рамках дискуссии о принципах права социального обеспечения. Принципы права социального обеспечения понимаются в юридической науке как идеи, на которых основывается правовое регулирование и в которых выражается сущность отрасли права, ее содержание и назначение <23>. Анализируя социальную инклюзию на предмет соответствия этим признакам, следует отметить, что таковая может при определенных условиях рассматриваться как принцип. Так, например, идея социальной инклюзии может иллюстрировать назначение норм права социального обеспечения. Действительно, нормы права социального обеспечения нацелены в том числе и на восстановление статуса гражданина в обществе, стабилизацию его социальных связей, возможности реализовать свои права и участвовать в общественной жизни. Эффективные социальное обеспечение и социальная защита лица ведут к описанному результату. Социальная инклюзия характеризует и отдельные механизмы социального обеспечения или социальной защиты. Фактически посредством активизации социальных связей лица, включением его в определенные сферы общественной жизни реализуются такие меры, как профессиональная переподготовка или повышение квалификации по направлению органов службы занятости населения, оказание социальных услуг, государственной социальной помощи на условиях социального контракта и др. Перечисленные механизмы предполагают активное включение получателя мер социального обеспечения или социальной защиты в области социального взаимодействия, что способно привести к минимизации социального риска или преодолению последствий его объективации. В случае перехода государственной системы социального обеспечения граждан, имеющих детей, к натуральной форме предоставления отдельных мер социальной поддержки потенциал социальной инклюзии окажется значим для обеспечения детей, например, образовательными услугами секций, кружков и т.д.
Готовое решение: Как определить перечень работников, которые имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности (штата)
(КонсультантПлюс, 2025)работник, направленный на повышение квалификации без отрыва от работы. Это может подтверждать соответствующий приказ или договор с образовательной организацией;
(КонсультантПлюс, 2025)работник, направленный на повышение квалификации без отрыва от работы. Это может подтверждать соответствующий приказ или договор с образовательной организацией;
Типовая ситуация: Трудовые книжки: как вести и исправлять
(Издательство "Главная книга", 2025)Запись о службе в армии по призыву или по контракту не вносите, это должны сделать по месту службы. Запись о повышении квалификации делайте, только если работнику присвоен более высокий разряд, класс, уровень (п. п. 10, 14 Порядка).
(Издательство "Главная книга", 2025)Запись о службе в армии по призыву или по контракту не вносите, это должны сделать по месту службы. Запись о повышении квалификации делайте, только если работнику присвоен более высокий разряд, класс, уровень (п. п. 10, 14 Порядка).
Вопрос: О преимущественном праве оставления на работе при сокращении численности, если должности работников имеют различные категории с различными обязанностями.
(Письмо Минтруда России от 02.12.2024 N 14-6/ООГ-6968)При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы; родителю, имеющему ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.
(Письмо Минтруда России от 02.12.2024 N 14-6/ООГ-6968)При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы; родителю, имеющему ребенка в возрасте до восемнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или проходит военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.
Статья: Обеспечение гарантии качества товаров (работ, услуг) по государственному (муниципальному) контракту
(Чуприн М.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Чуприн Михаил Геннадьевич, старший преподаватель кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Томского института повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний России.
(Чуприн М.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Чуприн Михаил Геннадьевич, старший преподаватель кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Томского института повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний России.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)соответствии работников контрактной службы, контрактного управляющего требованиям, установленным ст. ст. 9 и 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе о достаточности мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)соответствии работников контрактной службы, контрактного управляющего требованиям, установленным ст. ст. 9 и 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе о достаточности мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.