Порядок муниципального земельного контроля контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок муниципального земельного контроля контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Список актов (решений) публично-правовых образований, которые могут применяться с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
(Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602 (ред. от 15.07.2025))6. Акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (подпункт "е" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные основания и изменяющие порядок реквизиции земельного участка, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отчуждения земельного участка, а также ограничения прав на землю (подпункт "ж" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков в рамках осуществления государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля
(Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602 (ред. от 15.07.2025))6. Акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (подпункт "е" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные основания и изменяющие порядок реквизиции земельного участка, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отчуждения земельного участка, а также ограничения прав на землю (подпункт "ж" пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона), акты (решения), устанавливающие дополнительные обязанности и уменьшающие объем прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков в рамках осуществления государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный земельный и лесной контроль
(КонсультантПлюс, 2025)О проведении проверки в адрес административного истца направлено уведомление о проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю заказным письмом с уведомлением, а также передана телефонограмма.
(КонсультантПлюс, 2025)О проведении проверки в адрес административного истца направлено уведомление о проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю заказным письмом с уведомлением, а также передана телефонограмма.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2023 по делу N 88-25134/2023 (УИД 23RS0050-01-2022-004172-71)
Категория: Земельные споры.
Требования заявителя: О запрете эксплуатации объектов капитального строительства гостиничного типа до изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: В результате обследования органом местного самоуправления установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению под гостиничное обслуживание.
Решение: Удовлетворено.Согласно пункту 1.5 Регламента предметом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля является контроль за: использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, правовым режимом использования земель, а также договорами аренды земельных участков, договорами безвозмездного пользования земельными участками; соблюдением установленных требований о недопущении и исключении самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Категория: Земельные споры.
Требования заявителя: О запрете эксплуатации объектов капитального строительства гостиничного типа до изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: В результате обследования органом местного самоуправления установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению под гостиничное обслуживание.
Решение: Удовлетворено.Согласно пункту 1.5 Регламента предметом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля является контроль за: использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, правовым режимом использования земель, а также договорами аренды земельных участков, договорами безвозмездного пользования земельными участками; соблюдением установленных требований о недопущении и исключении самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Порядок проведения муниципального земельного контроля
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Порядок проведения муниципального земельного контроля
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования: проблемы правоприменения в части определения наличия вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, в требовании прокурора от 12 августа 2020 г. был указан начальный срок выполнения обязанности по представлению информации - 14 августа 2020 г. и конечный срок со ссылкой на событие - окончание проведения мероприятий по земельному контролю.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, в требовании прокурора от 12 августа 2020 г. был указан начальный срок выполнения обязанности по представлению информации - 14 августа 2020 г. и конечный срок со ссылкой на событие - окончание проведения мероприятий по земельному контролю.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В соответствии с Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 г. N 3126-К3 "О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края" основной целью муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность (ч. 1 ст. 1).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В соответствии с Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 г. N 3126-К3 "О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края" основной целью муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность (ч. 1 ст. 1).
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)С указанной даты не применяются письма о порядке налогообложения участков в случае, если в рамках муниципального земельного контроля выявлены нарушения требований земельного законодательства. Это связано с изменениями в законодательстве, в частности с тем, что с 1 января 2025 г. органы земельного контроля (надзора) должны сообщать в налоговые органы сведения о неиспользовании участков для сельхозпроизводства, а не информацию о выдаче предписаний.
(КонсультантПлюс, 2025)С указанной даты не применяются письма о порядке налогообложения участков в случае, если в рамках муниципального земельного контроля выявлены нарушения требований земельного законодательства. Это связано с изменениями в законодательстве, в частности с тем, что с 1 января 2025 г. органы земельного контроля (надзора) должны сообщать в налоговые органы сведения о неиспользовании участков для сельхозпроизводства, а не информацию о выдаче предписаний.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлен порядок исчисления налога на основании сведений,
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлен порядок исчисления налога на основании сведений,
Вопрос: Об использовании результатов обследований в рамках муниципального земельного контроля и об условиях применения коэффициента 1.1 в целях земельного налога.
(Письмо ФНС России от 24.06.2025 N БС-4-21/6077@)Исходя из законодательства о налогах и сборах, действующего для налогового периода 2024 года, по вопросу об использовании налоговыми органами результатов обследований, проведенных в рамках муниципального земельного контроля, для выявления условий применения налоговых ставок, установленных в соответствии с абзацами вторым - четвертым подпункта 1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в зависимости от фактического использования земельных участков могут применяться рекомендации, направленные налоговым органам письмами ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@ "Об использовании результатов обследования земельных участков в целях администрирования земельного налога", от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@ "О порядке налогообложения земельных участков в случае выявления при осуществлении муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства", от 19.02.2024 N БС-4-21/1828@ "О применении письма ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@ по вопросу налогообложения земельных участков в случае выявления в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства".
(Письмо ФНС России от 24.06.2025 N БС-4-21/6077@)Исходя из законодательства о налогах и сборах, действующего для налогового периода 2024 года, по вопросу об использовании налоговыми органами результатов обследований, проведенных в рамках муниципального земельного контроля, для выявления условий применения налоговых ставок, установленных в соответствии с абзацами вторым - четвертым подпункта 1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в зависимости от фактического использования земельных участков могут применяться рекомендации, направленные налоговым органам письмами ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@ "Об использовании результатов обследования земельных участков в целях администрирования земельного налога", от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@ "О порядке налогообложения земельных участков в случае выявления при осуществлении муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства", от 19.02.2024 N БС-4-21/1828@ "О применении письма ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@ по вопросу налогообложения земельных участков в случае выявления в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства".
Статья: Взаимодействие как функция административно-организационной деятельности
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)б) разных уровнях власти. Например, взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти <9>. При осуществлении земельного контроля регламентируется взаимодействие органов государственного и муниципального земельного контроля <10>. В теоретических исследованиях отраслевого характера также затрагиваются вопросы и проблемы взаимодействия органов публичной администрации, например, Г.И. Калинин рассматривал данную функцию, анализируя государственное управление в сфере ветеринарии <11>;
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)б) разных уровнях власти. Например, взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти <9>. При осуществлении земельного контроля регламентируется взаимодействие органов государственного и муниципального земельного контроля <10>. В теоретических исследованиях отраслевого характера также затрагиваются вопросы и проблемы взаимодействия органов публичной администрации, например, Г.И. Калинин рассматривал данную функцию, анализируя государственное управление в сфере ветеринарии <11>;
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы землепользования, включая деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в целях землеустройства и разграничения прав на землю"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Именно в Основах заложены направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом, реализуемые в настоящее время: по исключению из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории, предоставлению земельных участков на торгах, обеспечению дополнительной защиты для собственников земельных участков, установлению порядка образования земельных участков с целью устранения недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель, совершенствованию государственного и муниципального земельного контроля, установлению порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, развитию государственного мониторинга земель, переходу к электронному документообороту, установлению механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота и совершенствованию землеустройства.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Именно в Основах заложены направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом, реализуемые в настоящее время: по исключению из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории, предоставлению земельных участков на торгах, обеспечению дополнительной защиты для собственников земельных участков, установлению порядка образования земельных участков с целью устранения недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель, совершенствованию государственного и муниципального земельного контроля, установлению порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, развитию государственного мониторинга земель, переходу к электронному документообороту, установлению механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота и совершенствованию землеустройства.
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
Вопрос: О ставке земельного налога в отношении садовых участков, используемых в предпринимательской деятельности, и подтверждении использования участков в такой деятельности.
(Письмо ФНС России от 30.05.2023 N БС-4-21/6755@)Так, письмом ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@ налоговые органы информированы о позиции, согласно которой если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, то результаты обследований могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения использования/неиспользования земельных участков в предпринимательской деятельности в целях применения подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
(Письмо ФНС России от 30.05.2023 N БС-4-21/6755@)Так, письмом ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@ налоговые органы информированы о позиции, согласно которой если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, то результаты обследований могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения использования/неиспользования земельных участков в предпринимательской деятельности в целях применения подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ определенные сведения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ определенные сведения.
Ситуация: Что делать в случае самовольного захвата места во дворе жилого дома для парковки личного автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль (например, в г. Москве органом, осуществляющим муниципальный контроль в области использования земель, является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль (например, в г. Москве органом, осуществляющим муниципальный контроль в области использования земель, является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы);