Полномочия управляющей компании многоквартирного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия управляющей компании многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Управление многоквартирным домом: Новая Управляющая организация хочет взыскать с Организации, ранее управлявшей МКД, неосновательное обогащение в размере неизрасходованных средств, собранных с собственников помещений на содержание и текущий ремонт МКД
(КонсультантПлюс, 2025)1. Наличие у Управляющей организации полномочий управлять МКД
(КонсультантПлюс, 2025)1. Наличие у Управляющей организации полномочий управлять МКД
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с органами жилищного надзора: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры о полномочиях на управление многоквартирным домом
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры о полномочиях на управление многоквартирным домом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 марта 2022 г. отменил апелляционное определение городского суда, которым оставлено без изменения принятое в упрощенном производстве решение мирового судьи о взыскании в пользу управляющей компании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 5 223 руб. Мотивами такого определения указано, что нижестоящими судами не установлены обстоятельства осуществления истцом - управляющей компанией полномочий по управлению многоквартирным домом, а также внесения платы ответчиком на счет ТСН "Ника" в спорный период; суд апелляционной инстанции в нарушение ч. 2 ст. 335.1 ГПК РФ принял в качестве дополнительных доказательств документы, которые не были представлены в суд первой инстанции; из материалов дела не следует, что суд апелляционной инстанции руководствовался нормами рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст. 335.1 ГПК РФ; в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчиком признавались требования истца, основанные на представленном истцом договоре управления многоквартирным домом и выписки из финансово-лицевого счета должника; к участию в деле не привлечена новая управляющая компания ТСН "Ника" и суд не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства; суд апелляционной инстанции проигнорировал нормы ч. 4 ст. 330, ч. 3 ст. 335.1 ГПК РФ <2>.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 марта 2022 г. отменил апелляционное определение городского суда, которым оставлено без изменения принятое в упрощенном производстве решение мирового судьи о взыскании в пользу управляющей компании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 5 223 руб. Мотивами такого определения указано, что нижестоящими судами не установлены обстоятельства осуществления истцом - управляющей компанией полномочий по управлению многоквартирным домом, а также внесения платы ответчиком на счет ТСН "Ника" в спорный период; суд апелляционной инстанции в нарушение ч. 2 ст. 335.1 ГПК РФ принял в качестве дополнительных доказательств документы, которые не были представлены в суд первой инстанции; из материалов дела не следует, что суд апелляционной инстанции руководствовался нормами рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст. 335.1 ГПК РФ; в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчиком признавались требования истца, основанные на представленном истцом договоре управления многоквартирным домом и выписки из финансово-лицевого счета должника; к участию в деле не привлечена новая управляющая компания ТСН "Ника" и суд не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства; суд апелляционной инстанции проигнорировал нормы ч. 4 ст. 330, ч. 3 ст. 335.1 ГПК РФ <2>.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
(ред. от 04.11.2025)2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416
(ред. от 21.12.2023)
"О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"
(вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами")в) управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(ред. от 21.12.2023)
"О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"
(вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами")в) управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Статья: Управление многоквартирным домом с привлечением иных управляющих субъектов, формы управления многоквартирным домом
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Другой проблемой в ТСЖ является распределение обязанностей ТСЖ и управляющей организации. Как следует из анализа жилищного законодательства, товарищество собственников жилья, созданное для управления многоквартирным домом, обладает правом делегировать свои полномочия управляющей организации посредством заключения договора управления. Примечательно, что в такой ситуации формально сохраняется выбранный способ управления - через ТСЖ, однако фактически функции по содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и контролю за их качеством переходят к управляющей организации. Это порождает правовую двойственность: с одной стороны, ТСЖ остается ответственным субъектом в рамках ст. 161 ЖК РФ, с другой - его роль сводится к надзору за исполнением договора, тогда как финансовые потоки (внесение платы за услуги) и оперативное управление концентрируются в руках управляющей организации. При этом законодатель не запрещает ТСЖ сохранять вознаграждение для членов правления, даже при полном отсутствии финансовой деятельности, что подчеркивает декларативный характер некоторых норм <14>.
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Другой проблемой в ТСЖ является распределение обязанностей ТСЖ и управляющей организации. Как следует из анализа жилищного законодательства, товарищество собственников жилья, созданное для управления многоквартирным домом, обладает правом делегировать свои полномочия управляющей организации посредством заключения договора управления. Примечательно, что в такой ситуации формально сохраняется выбранный способ управления - через ТСЖ, однако фактически функции по содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг и контролю за их качеством переходят к управляющей организации. Это порождает правовую двойственность: с одной стороны, ТСЖ остается ответственным субъектом в рамках ст. 161 ЖК РФ, с другой - его роль сводится к надзору за исполнением договора, тогда как финансовые потоки (внесение платы за услуги) и оперативное управление концентрируются в руках управляющей организации. При этом законодатель не запрещает ТСЖ сохранять вознаграждение для членов правления, даже при полном отсутствии финансовой деятельности, что подчеркивает декларативный характер некоторых норм <14>.