Подсудность дел арбитражному суду и суду общей юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность дел арбитражному суду и суду общей юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 27 "Передача административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд" КАС РФПоложениями статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 2 части 2). Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом (часть 2.1).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Подобное двоякое положение дел не могло быть признано удовлетворительным. Критерием дифференциации двух подходов являлась исключительно подсудность дела суду общей юрисдикции или арбитражному суду, которая, в свою очередь, определяется исключительно фигурой заявителя (лицо, осуществляющее предпринимательскую и иную экономическую деятельность). Так, догматически невозможно обосновать, почему в отношении решений, вынесенных одним и тем же субъектом (налоговым органом) в рамках одной и той же юрисдикционной процедуры (налоговой проверки), возможность заключения мирового соглашения определялась наличием у проверяемого лица статуса индивидуального предпринимателя, в то время как применительно к решению, вынесенному в отношении того же лица, но по "непредпринимательскому" налогу на доходы физических лиц, окончить дело мировым соглашением было нельзя. По справедливому замечанию А.Т. Боннера, "природа <...> производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по ГПК и по АПК должна быть признана единой" <6>.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Подобное двоякое положение дел не могло быть признано удовлетворительным. Критерием дифференциации двух подходов являлась исключительно подсудность дела суду общей юрисдикции или арбитражному суду, которая, в свою очередь, определяется исключительно фигурой заявителя (лицо, осуществляющее предпринимательскую и иную экономическую деятельность). Так, догматически невозможно обосновать, почему в отношении решений, вынесенных одним и тем же субъектом (налоговым органом) в рамках одной и той же юрисдикционной процедуры (налоговой проверки), возможность заключения мирового соглашения определялась наличием у проверяемого лица статуса индивидуального предпринимателя, в то время как применительно к решению, вынесенному в отношении того же лица, но по "непредпринимательскому" налогу на доходы физических лиц, окончить дело мировым соглашением было нельзя. По справедливому замечанию А.Т. Боннера, "природа <...> производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по ГПК и по АПК должна быть признана единой" <6>.
Статья: Направление дела по подсудности: проблемы правового регулирования и особенности процессуального оформления
(Воронин Д.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)<35> Смагина Е.С. Новеллы подсудности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 11. С. 39.
(Воронин Д.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)<35> Смагина Е.С. Новеллы подсудности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 11. С. 39.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)20. Подсудность дел (судам общей юрисдикции или арбитражным судам) об оспаривании в суде действий (бездействия) банка определяется в зависимости от того, каким из названных судов выдан исполнительный документ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)20. Подсудность дел (судам общей юрисдикции или арбитражным судам) об оспаривании в суде действий (бездействия) банка определяется в зависимости от того, каким из названных судов выдан исполнительный документ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23
"О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом"Пророгационное соглашение не может изменять правила о внутригосударственной подсудности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам Российской Федерации.
"О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом"Пророгационное соглашение не может изменять правила о внутригосударственной подсудности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)если спор, в связи с которым возникли основания для подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, рассматривался судом общей юрисдикции и арбитражным судом, подсудность дела о присуждении компенсации определяется в зависимости от того, в каком из названных судов вынесен последний судебный акт либо находится дело, производство по которому не окончено.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)если спор, в связи с которым возникли основания для подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, рассматривался судом общей юрисдикции и арбитражным судом, подсудность дела о присуждении компенсации определяется в зависимости от того, в каком из названных судов вынесен последний судебный акт либо находится дело, производство по которому не окончено.
"Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок в цивилистическом процессе: монография"
(Карпова А.А.)
(науч. ред. А.В. Юдин)
("Статут", 2024)<1> См.: Юдин А.В. Проблемы конкуренции между различными видами подведомственности и подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 11. С. 99 - 112. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Карпова А.А.)
(науч. ред. А.В. Юдин)
("Статут", 2024)<1> См.: Юдин А.В. Проблемы конкуренции между различными видами подведомственности и подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 11. С. 99 - 112. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Недостаточная разработка содержания понятия "административное дело" и его отличительных признаков не позволяет провести соотношение права на судебную защиту и административного порядка реализации прав, свобод, законных интересов, границы действия принципа невмешательства суда в деятельность иных органов власти, разграничить организационную подсудность <1> (дифференцировать гражданское и административное судопроизводства, осуществляемые судами общей юрисдикции), а также внешнюю, или межсистемную, подсудность (разграничить дела между судами общей юрисдикции и арбитражными судами).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Недостаточная разработка содержания понятия "административное дело" и его отличительных признаков не позволяет провести соотношение права на судебную защиту и административного порядка реализации прав, свобод, законных интересов, границы действия принципа невмешательства суда в деятельность иных органов власти, разграничить организационную подсудность <1> (дифференцировать гражданское и административное судопроизводства, осуществляемые судами общей юрисдикции), а также внешнюю, или межсистемную, подсудность (разграничить дела между судами общей юрисдикции и арбитражными судами).
Статья: О некоторых вопросах, подходах и задачах исследования административно-экономического процесса
(Писенко К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Несмотря на отсутствие применительно к внесудебной административной процессуальной деятельности (исполнительному административному процессу) пока легального обособления дел на экономические и внеэкономические, объективно существо рассматриваемых публичной администрацией дел отражает его экономический либо, напротив, внеэкономический характер. Именно поэтому имеется объективная возможность определить подсудность (подведомственность) дела судам общей юрисдикции или арбитражным судам в зависимости от того, какой экономической или внеэкономической природы было дело, ранее возбужденное публичной администрацией и ставшее основой для обращения частного или публичного лица в суд в порядке административного судопроизводства.
(Писенко К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Несмотря на отсутствие применительно к внесудебной административной процессуальной деятельности (исполнительному административному процессу) пока легального обособления дел на экономические и внеэкономические, объективно существо рассматриваемых публичной администрацией дел отражает его экономический либо, напротив, внеэкономический характер. Именно поэтому имеется объективная возможность определить подсудность (подведомственность) дела судам общей юрисдикции или арбитражным судам в зависимости от того, какой экономической или внеэкономической природы было дело, ранее возбужденное публичной администрацией и ставшее основой для обращения частного или публичного лица в суд в порядке административного судопроизводства.