Отличие казенного учреждения от казенного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие казенного учреждения от казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Другими ее формами следует считать федеральные казенные предприятия (абз. 3 п. 1 и абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ) и казенные учреждения (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ), в наибольшей мере отвечающие признакам "юридических лиц публичного права". От госкорпораций и ППК как собственников своего имущества казенные предприятия и учреждения отличаются крайне ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и связанной с этим субсидиарной ответственностью своих учредителей. Вместе с тем весьма незначительное пока общее количество госкорпораций (шесть и одна госкомпания) и ППК (тоже шесть) позволяет считать их юридическими лицами с уникальным гражданско-правовым статусом, подобным статусу Центрального банка РФ.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<548> Это вполне справедливое по сути положение было закреплено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 и отменено п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. N 9), вместо него определившим в п. 19 - 21 порядок реализации субсидиарной ответственности публичных собственников по долгам своих казенных учреждений.
показать больше документов Нормативные акты
показать больше документов
Статья: Проблемы правового регулирования управления публичной собственностью (анализ правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края)
(Грось Л.А., Ким В.Д.)
("Юрист", 2005, N 11)Подобная вещно-правовая форма использования государственного имущества, не имеющая временных ограничений (в отличие, например, от договорной формы), позволяет обеспечить стабильность выполнения функций казенных предприятий и учреждений. Право оперативного управления выгодно и собственнику. Он устанавливает порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием, вправе по своему усмотрению перераспределить изъятое имущество между другими созданными им юридическими лицами. По отношению к учреждениям ст. 298 ГК РФ в качестве общего правила устанавливает, что они не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете.
"Вещное право: Учебник"
(Ахметьянова З.А.)
("Статут", 2011)Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (в отличие от казенных предприятий, отвечающих всем своим имуществом). То есть взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему по смете. При недостаточности указанных выше денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Значит, если речь идет об обязательствах, например, государственного учреждения, то субсидиарную ответственность несет государство.
Статья: Основные требования и ограничения при залоговом обеспечении
(Латынцев А.В.)
("Право и экономика", N 1, 2002)2. Казенное предприятие, владеющее имуществом на праве оперативного управления, вправе им распоряжаться только с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 297 части первой ГК РФ). Однако казенное предприятие вправе самостоятельно заложить производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В отличие от казенных предприятий учреждения (государственные больницы, школы, вузы и др.) не вправе заключать залоговые сделки в отношении имущества, которое они имеют на праве оперативного управления, либо имущества, приобретенного за счет средств, выделяемых по смете (ст. 298 части первой ГК РФ). Это правило, в частности, продублировано в отношении государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания в ст. 30 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Однако учреждение вправе самостоятельно закладывать имущество, приобретенное от приносящей доходы деятельности, если право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с учредительными документами и данное имущество учитывается на отдельном балансе учреждения.
"Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Соколова Э.Д.)
("Юриспруденция", 2019)К доходам бюджетов относятся также неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Бюджетное законодательство, подразделяя доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, создает тем самым правовую основу для привлечения всех звеньев финансовой системы к формированию доходной части бюджетов. Взаимоотношения между фондами бюджетной системы и другими звеньями финансовой системы по линии образования доходов бюджетов зависят от природы соответствующего звена финансовой системы, формы собственности, на которой действует субъект, образующий соответствующий фонд денежных средств. Наиболее тесные взаимоотношения, как отмечалось ранее, существуют между фондами бюджетной системы и фондами денежных средств, принадлежащими государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, казенным предприятиям и казенным учреждениям, функционирующим на праве оперативного управления. Эти взаимоотношения проявляются в том, что, в отличие от хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и казенные, при наличии определенных условий не только платят налоги и сборы, но и вносят в бюджеты неналоговые доходы.
"Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ"
(постатейный)
(Котухов С.А., Бирюкова Т.А., Бевзюк Е.А.)
(под ред. С.Ю. Морозова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Теоретически сложно сказать, в чем заключается отличие этих двух видов прав. Но исходя из положений гражданского законодательства субъектом права хозяйственного ведения является государственное или муниципальное унитарное предприятие, а права оперативного управления - учреждение и казенное предприятие. Кроме того, возможность распоряжения имуществом при праве хозяйственного ведения сформулировано методом запрета: "Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника". А возможность распоряжения имуществом при праве оперативного управления - смешанным методом, как путем запрета, так и диспозитивным методом ("Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением"; "Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества").
"Финансовое право: Учебник для бакалавров"
(3-е издание)
(под ред. И.А. Цинделиани)
("Проспект", 2016)Внутриведомственный государственный финансовый контроль проводится в организациях, функционирующих на праве государственной собственности: федеральных унитарных и казенных предприятиях; унитарных и казенных предприятиях субъектов РФ, в государственных автономных, бюджетных, казенных учреждениях, - и осуществляется их руководителями, финансовыми отделами, бухгалтериями. В отличие от государственного (надведомственного) контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль обычно имеет комплексный характер (в форме комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений).
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ"
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2003)Однако в отличие от учреждения казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое находится в его распоряжении, а не только находящимися в его распоряжении денежными средствами. В этой связи утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 (с изм. от 7 июня 2001 г.) Типовой устав казенного предприятия, а также утвержденные на основе Типового устава уставы конкретных государственных казенных предприятий в части определения содержания и пределов имущественной ответственности противоречат положениям п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 комментируемой статьи, ограничивая субсидиарное обеспечение ответственности со стороны собственника. Так, если в настоящем Законе предусмотрена субсидиарная ответственность Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности имущества последнего, то в п. 1.5 Типового устава установлена субсидиарная ответственность государства только "в случае недостаточности его денежных средств".