Отличие казенного учреждения от казенного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие казенного учреждения от казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Другими ее формами следует считать федеральные казенные предприятия (абз. 3 п. 1 и абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ) и казенные учреждения (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ), в наибольшей мере отвечающие признакам "юридических лиц публичного права". От госкорпораций и ППК как собственников своего имущества казенные предприятия и учреждения отличаются крайне ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и связанной с этим субсидиарной ответственностью своих учредителей. Вместе с тем весьма незначительное пока общее количество госкорпораций (шесть и одна госкомпания) и ППК (тоже шесть) позволяет считать их юридическими лицами с уникальным гражданско-правовым статусом, подобным статусу Центрального банка РФ.
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Другими ее формами следует считать федеральные казенные предприятия (абз. 3 п. 1 и абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ) и казенные учреждения (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ), в наибольшей мере отвечающие признакам "юридических лиц публичного права". От госкорпораций и ППК как собственников своего имущества казенные предприятия и учреждения отличаются крайне ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и связанной с этим субсидиарной ответственностью своих учредителей. Вместе с тем весьма незначительное пока общее количество госкорпораций (шесть и одна госкомпания) и ППК (тоже шесть) позволяет считать их юридическими лицами с уникальным гражданско-правовым статусом, подобным статусу Центрального банка РФ.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<548> Это вполне справедливое по сути положение было закреплено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 и отменено п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. N 9), вместо него определившим в п. 19 - 21 порядок реализации субсидиарной ответственности публичных собственников по долгам своих казенных учреждений.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<548> Это вполне справедливое по сути положение было закреплено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 и отменено п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. N 9), вместо него определившим в п. 19 - 21 порядок реализации субсидиарной ответственности публичных собственников по долгам своих казенных учреждений.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 994
"Об утверждении Положения о Федеральной авиационной службе России"9) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федеральной авиационной службы России, руководителей региональных управлений Федеральной авиационной службы России, а также руководителей подведомственных государственных унитарных (казенных) предприятий, учреждений и организаций; поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания;
"Об утверждении Положения о Федеральной авиационной службе России"9) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федеральной авиационной службы России, руководителей региональных управлений Федеральной авиационной службы России, а также руководителей подведомственных государственных унитарных (казенных) предприятий, учреждений и организаций; поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания;
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Среди дополнительных полномочий, которыми наделен собственник имущества казенного предприятия, числится возможность изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 296 "Право оперативного управления" ГК РФ: собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, его собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Среди дополнительных полномочий, которыми наделен собственник имущества казенного предприятия, числится возможность изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 296 "Право оперативного управления" ГК РФ: собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, его собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
"Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Соколова Э.Д.)
("Юриспруденция", 2019)К доходам бюджетов относятся также неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Бюджетное законодательство, подразделяя доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, создает тем самым правовую основу для привлечения всех звеньев финансовой системы к формированию доходной части бюджетов. Взаимоотношения между фондами бюджетной системы и другими звеньями финансовой системы по линии образования доходов бюджетов зависят от природы соответствующего звена финансовой системы, формы собственности, на которой действует субъект, образующий соответствующий фонд денежных средств. Наиболее тесные взаимоотношения, как отмечалось ранее, существуют между фондами бюджетной системы и фондами денежных средств, принадлежащими государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, казенным предприятиям и казенным учреждениям, функционирующим на праве оперативного управления. Эти взаимоотношения проявляются в том, что, в отличие от хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и казенные, при наличии определенных условий не только платят налоги и сборы, но и вносят в бюджеты неналоговые доходы.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Соколова Э.Д.)
("Юриспруденция", 2019)К доходам бюджетов относятся также неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Бюджетное законодательство, подразделяя доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, создает тем самым правовую основу для привлечения всех звеньев финансовой системы к формированию доходной части бюджетов. Взаимоотношения между фондами бюджетной системы и другими звеньями финансовой системы по линии образования доходов бюджетов зависят от природы соответствующего звена финансовой системы, формы собственности, на которой действует субъект, образующий соответствующий фонд денежных средств. Наиболее тесные взаимоотношения, как отмечалось ранее, существуют между фондами бюджетной системы и фондами денежных средств, принадлежащими государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, казенным предприятиям и казенным учреждениям, функционирующим на праве оперативного управления. Эти взаимоотношения проявляются в том, что, в отличие от хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и казенные, при наличии определенных условий не только платят налоги и сборы, но и вносят в бюджеты неналоговые доходы.
"Вещное право: Учебник"
(Ахметьянова З.А.)
("Статут", 2011)Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (в отличие от казенных предприятий, отвечающих всем своим имуществом). То есть взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему по смете. При недостаточности указанных выше денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Значит, если речь идет об обязательствах, например, государственного учреждения, то субсидиарную ответственность несет государство.
(Ахметьянова З.А.)
("Статут", 2011)Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (в отличие от казенных предприятий, отвечающих всем своим имуществом). То есть взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему по смете. При недостаточности указанных выше денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Значит, если речь идет об обязательствах, например, государственного учреждения, то субсидиарную ответственность несет государство.
"Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Габов А.В.)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2014)Пунктом, в частности, предусмотрено, что в случаях, если Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
(постатейный)
(Габов А.В.)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2014)Пунктом, в частности, предусмотрено, что в случаях, если Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Статья: Юридическая ответственность в корпоративных отношениях
(Гутников О.В.)
("Вестник гражданского права", 2014, N 6)Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (абзац третий п. 6 ст. 113 ГК РФ).
(Гутников О.В.)
("Вестник гражданского права", 2014, N 6)Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (абзац третий п. 6 ст. 113 ГК РФ).
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)При участии государства в гражданских правоотношениях через свои органы релевантность этих критериев могла бы быть поставлена под сомнение, если бы не устойчивая современная тенденция регистрации органов в качестве юридических лиц - учреждений. Критика указанной тенденции будет представлена ниже, здесь же мы определим отличия таких "органов-учреждений" от иных учреждений, унитарных и казенных предприятий по обозначенным основаниям.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)При участии государства в гражданских правоотношениях через свои органы релевантность этих критериев могла бы быть поставлена под сомнение, если бы не устойчивая современная тенденция регистрации органов в качестве юридических лиц - учреждений. Критика указанной тенденции будет представлена ниже, здесь же мы определим отличия таких "органов-учреждений" от иных учреждений, унитарных и казенных предприятий по обозначенным основаниям.
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ"
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2003)Однако в отличие от учреждения казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое находится в его распоряжении, а не только находящимися в его распоряжении денежными средствами. В этой связи утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 (с изм. от 7 июня 2001 г.) Типовой устав казенного предприятия, а также утвержденные на основе Типового устава уставы конкретных государственных казенных предприятий в части определения содержания и пределов имущественной ответственности противоречат положениям п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 комментируемой статьи, ограничивая субсидиарное обеспечение ответственности со стороны собственника. Так, если в настоящем Законе предусмотрена субсидиарная ответственность Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности имущества последнего, то в п. 1.5 Типового устава установлена субсидиарная ответственность государства только "в случае недостаточности его денежных средств".
(под ред. В.А. Вайпана)
("Юстицинформ", 2003)Однако в отличие от учреждения казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое находится в его распоряжении, а не только находящимися в его распоряжении денежными средствами. В этой связи утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 (с изм. от 7 июня 2001 г.) Типовой устав казенного предприятия, а также утвержденные на основе Типового устава уставы конкретных государственных казенных предприятий в части определения содержания и пределов имущественной ответственности противоречат положениям п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 комментируемой статьи, ограничивая субсидиарное обеспечение ответственности со стороны собственника. Так, если в настоящем Законе предусмотрена субсидиарная ответственность Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности имущества последнего, то в п. 1.5 Типового устава установлена субсидиарная ответственность государства только "в случае недостаточности его денежных средств".
"Финансовое право: Учебник для бакалавров"
(3-е издание)
(под ред. И.А. Цинделиани)
("Проспект", 2016)Внутриведомственный государственный финансовый контроль проводится в организациях, функционирующих на праве государственной собственности: федеральных унитарных и казенных предприятиях; унитарных и казенных предприятиях субъектов РФ, в государственных автономных, бюджетных, казенных учреждениях, - и осуществляется их руководителями, финансовыми отделами, бухгалтериями. В отличие от государственного (надведомственного) контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль обычно имеет комплексный характер (в форме комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений).
(3-е издание)
(под ред. И.А. Цинделиани)
("Проспект", 2016)Внутриведомственный государственный финансовый контроль проводится в организациях, функционирующих на праве государственной собственности: федеральных унитарных и казенных предприятиях; унитарных и казенных предприятиях субъектов РФ, в государственных автономных, бюджетных, казенных учреждениях, - и осуществляется их руководителями, финансовыми отделами, бухгалтериями. В отличие от государственного (надведомственного) контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль обычно имеет комплексный характер (в форме комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений).
Тематический выпуск: Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности)
(Крутякова Т., Васильева М., Буйских О., Мешалкин В., Мельникова Ю.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 8)Правом оперативного управления обладают казенные предприятия и учреждения в отношении закрепленного за ними имущества.
(Крутякова Т., Васильева М., Буйских О., Мешалкин В., Мельникова Ю.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 8)Правом оперативного управления обладают казенные предприятия и учреждения в отношении закрепленного за ними имущества.
Статья: Изменение правового статуса учреждений: деление на бюджетные и казенные (Начало)
(Беляев А.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 8)В отличие от бюджетных учреждений получаемые казенными учреждениями доходы не будут являться налоговыми. Об этом, в частности, сказано в ст. 41 БК РФ, а именно к неналоговым относятся доходы:
(Беляев А.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 8)В отличие от бюджетных учреждений получаемые казенными учреждениями доходы не будут являться налоговыми. Об этом, в частности, сказано в ст. 41 БК РФ, а именно к неналоговым относятся доходы: