Отказ в приеме имущества в муниципальную собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в приеме имущества в муниципальную собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 50 "Муниципальное имущество" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Действующее законодательство не предусматривает произвольный отказ от передачи (принятия) имущества, которое в соответствии со ст. 50 Закона N 131-ФЗ не может находиться в собственности соответствующего муниципального образования."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача федерального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ в принятии имущества в муниципальную собственность из федеральной неправомерен, если оно должно находиться в муниципальной собственности в силу закона
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ в принятии имущества в муниципальную собственность из федеральной неправомерен, если оно должно находиться в муниципальной собственности в силу закона
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)В рамках же складывающейся практики изъятия муниципального имущества и его передачи в региональную собственность обращает на себя внимание избирательный характер такого изъятия: отдельные субъекты Федерации требуют передачи им лишь того имущества, которое находится в нормальном состоянии, отказываясь от принятия муниципального имущества в ненадлежащем состоянии. Суды препятствуют такому узкому толкованию.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)В рамках же складывающейся практики изъятия муниципального имущества и его передачи в региональную собственность обращает на себя внимание избирательный характер такого изъятия: отдельные субъекты Федерации требуют передачи им лишь того имущества, которое находится в нормальном состоянии, отказываясь от принятия муниципального имущества в ненадлежащем состоянии. Суды препятствуют такому узкому толкованию.
Статья: Полномочия главы администрации и представительного органа муниципального образования в механизме приватизации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: проблемы взаимодействия
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)Попробуем представить следующую ситуацию. Предприниматель обратился с заявлением о приватизации по ФЗ N 159 к главе муниципального района, являющемуся одновременно главой местной администрации. В уставе закреплено, что глава МО избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Глава, рассмотрев заявление, принимает решение провести оценку рыночной стоимости имущества. Затем направляет документы в представительный орган для принятия решения об условиях приватизации и внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества. На заседании депутаты отказываются принимать такое решение, мотивируя тем, что имущество приносит стабильный доход в "труднопополняемый" местный бюджет. Глава МО направляет ответ предпринимателю, что не представляется возможным заключить договор купли-продажи из-за решения Думы. Арендатор обращается в прокуратуру. Прокуратура после проверки обращается в Следственное управление Следственного комитета по субъекту для принятия решения об уголовном преследовании главы района по ч. 1 ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности). Можно ли в данной ситуации в действиях главы муниципального района усмотреть преступный умысел <10>? Как решить вопрос о взаимоотношениях главы муниципального района и представительного органа в вопросе приватизации имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства?
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)Попробуем представить следующую ситуацию. Предприниматель обратился с заявлением о приватизации по ФЗ N 159 к главе муниципального района, являющемуся одновременно главой местной администрации. В уставе закреплено, что глава МО избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Глава, рассмотрев заявление, принимает решение провести оценку рыночной стоимости имущества. Затем направляет документы в представительный орган для принятия решения об условиях приватизации и внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества. На заседании депутаты отказываются принимать такое решение, мотивируя тем, что имущество приносит стабильный доход в "труднопополняемый" местный бюджет. Глава МО направляет ответ предпринимателю, что не представляется возможным заключить договор купли-продажи из-за решения Думы. Арендатор обращается в прокуратуру. Прокуратура после проверки обращается в Следственное управление Следственного комитета по субъекту для принятия решения об уголовном преследовании главы района по ч. 1 ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности). Можно ли в данной ситуации в действиях главы муниципального района усмотреть преступный умысел <10>? Как решить вопрос о взаимоотношениях главы муниципального района и представительного органа в вопросе приватизации имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)Судом апелляционной инстанции решение отменено и принято новое решение, которым отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка признан незаконным. На комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа возложена обязанность передать бесплатно в собственность Х. спорный земельный участок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)Судом апелляционной инстанции решение отменено и принято новое решение, которым отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка признан незаконным. На комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа возложена обязанность передать бесплатно в собственность Х. спорный земельный участок.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения либо мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества (ч. 1 ст. 7). При этом под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения (п. 2 ст. 2).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения либо мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества (ч. 1 ст. 7). При этом под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения (п. 2 ст. 2).
Статья: Выморочное жилье - анализ споров претендентов на жилье умерших людей
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2022, N 8)- для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства;
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2022, N 8)- для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства;
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.
Статья: Признание права государственной и муниципальной собственности на выморочное имущество
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как и при поступлении в государственную собственность, в случае приобретения выморочного имущества муниципальным образованием принятие наследства не требуется, отказ от наследства не допускается, свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке, выморочное имущество признается принадлежащим муниципальному образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ обстоятельств независимо от осведомленности об этом органов местного самоуправления и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как и при поступлении в государственную собственность, в случае приобретения выморочного имущества муниципальным образованием принятие наследства не требуется, отказ от наследства не допускается, свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке, выморочное имущество признается принадлежащим муниципальному образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ обстоятельств независимо от осведомленности об этом органов местного самоуправления и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
Статья: Альтернативные способы учреждения наследственного фонда
(Хохлов И.В.)
("Нотариус", 2025, N 3)Например, супруги определят, что после их смерти будет создан наследственный фонд, а их совместное имущество перейдет наследственному фонду. Но проблема заключается в том, что наследственный фонд при таком условии будет создан только после смерти пережившего супруга. Это означает, что имущество (право общей совместной собственности) супруга, ушедшего ранее, "зависнет в ожидании" смерти пережившего супруга. Соответственно, при смерти первого супруга не будет наследования, наследственное правопреемство одного супруга будет зависеть от смерти другого, а такая ситуация недопустима, как писал Б.М. Гонгало: "Если в совместном завещании будет указано, что имущество умершего не образует наследственной массы, а оно становится собственностью пережившего супруга, то окажется невозможным возникновение наследственного правоотношения, ибо нет объекта. Так нельзя - смерть порождает наследственное правоотношение. Всегда, независимо от чьей-либо воли. Иначе быть не может. После смерти человека остаются права и обязанности, вещи. Они образуют наследство, которое будет переходить к наследникам. Право наследования в России гарантируется (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Если нет завещания, нет наследников и по закону или наследники оказались недостойными, или все они отказались от наследства, или после открытия наследства не выразили своей воли ни на принятие наследства, ни на отказ от него, то и в этом случае существует наследственное правоотношение - происходит наследование. Имущество выморочное, переходит оно в собственность Российской Федерации, муниципального образования и т.д. (ст. 1151 ГК РФ). Причем очень важно, что отказаться от выморочного имущества эти субъекты не могут, поскольку после смерти гражданина всегда возникает наследственное правоотношение, и, несмотря ни на что, оно обеспечивает переход имущества умершего наследникам. И не иначе" <7>.
(Хохлов И.В.)
("Нотариус", 2025, N 3)Например, супруги определят, что после их смерти будет создан наследственный фонд, а их совместное имущество перейдет наследственному фонду. Но проблема заключается в том, что наследственный фонд при таком условии будет создан только после смерти пережившего супруга. Это означает, что имущество (право общей совместной собственности) супруга, ушедшего ранее, "зависнет в ожидании" смерти пережившего супруга. Соответственно, при смерти первого супруга не будет наследования, наследственное правопреемство одного супруга будет зависеть от смерти другого, а такая ситуация недопустима, как писал Б.М. Гонгало: "Если в совместном завещании будет указано, что имущество умершего не образует наследственной массы, а оно становится собственностью пережившего супруга, то окажется невозможным возникновение наследственного правоотношения, ибо нет объекта. Так нельзя - смерть порождает наследственное правоотношение. Всегда, независимо от чьей-либо воли. Иначе быть не может. После смерти человека остаются права и обязанности, вещи. Они образуют наследство, которое будет переходить к наследникам. Право наследования в России гарантируется (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Если нет завещания, нет наследников и по закону или наследники оказались недостойными, или все они отказались от наследства, или после открытия наследства не выразили своей воли ни на принятие наследства, ни на отказ от него, то и в этом случае существует наследственное правоотношение - происходит наследование. Имущество выморочное, переходит оно в собственность Российской Федерации, муниципального образования и т.д. (ст. 1151 ГК РФ). Причем очень важно, что отказаться от выморочного имущества эти субъекты не могут, поскольку после смерти гражданина всегда возникает наследственное правоотношение, и, несмотря ни на что, оно обеспечивает переход имущества умершего наследникам. И не иначе" <7>.
Ситуация: Кто должен гасить кредит в случае смерти заемщика?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же у заемщика наследников нет, либо наследники не имеют права наследовать или отстранены от наследства, либо они не приняли наследство, либо отказались от него, имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону оно переходит в собственность муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации (в зависимости от вида имущества и его расположения). Именно к ним банк может предъявить свои требования по возврату кредитных средств и процентов по ним (п. п. 1, 2 ст. 1151 ГК РФ; п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же у заемщика наследников нет, либо наследники не имеют права наследовать или отстранены от наследства, либо они не приняли наследство, либо отказались от него, имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону оно переходит в собственность муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации (в зависимости от вида имущества и его расположения). Именно к ним банк может предъявить свои требования по возврату кредитных средств и процентов по ним (п. п. 1, 2 ст. 1151 ГК РФ; п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9).
Статья: Непроданное имущество должника и обязанности органов местного самоуправления в процедуре конкурсного производства
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Рассмотрим два разных решения одного и того же суда - Арбитражного суда Западно-Сибирского округа - по двум схожим делам. В первом деле непроданным имуществом должника являлись здание склада, дороги асфальтированная и гравийная, приямки бетонированные, железобетонный желоб под кабель длиной 140 м, а также земельные участки, на которых находилось это имущество. Местная администрация согласилась принять в муниципальную собственность земельные участки и здание склада и отказалась от остального имущества. Частично удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, суд исходил из того, что со стороны органа местного самоуправления отсутствуют возражения по передаче в муниципальную собственность земельного участка и здания склада. Отказывая в удовлетворении заявления в другой части, суд пришел к выводу о том, что остальное имущество находится в полностью разрушенном состоянии, его использование в соответствии с целевым назначением, в том числе для решения вопросов местного значения, установленных ст. 15 Закона об организации местного самоуправления, невозможно (Постановление от 23 января 2018 г. N Ф04-5833/2017 по делу N А27-15041/2012).
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Рассмотрим два разных решения одного и того же суда - Арбитражного суда Западно-Сибирского округа - по двум схожим делам. В первом деле непроданным имуществом должника являлись здание склада, дороги асфальтированная и гравийная, приямки бетонированные, железобетонный желоб под кабель длиной 140 м, а также земельные участки, на которых находилось это имущество. Местная администрация согласилась принять в муниципальную собственность земельные участки и здание склада и отказалась от остального имущества. Частично удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, суд исходил из того, что со стороны органа местного самоуправления отсутствуют возражения по передаче в муниципальную собственность земельного участка и здания склада. Отказывая в удовлетворении заявления в другой части, суд пришел к выводу о том, что остальное имущество находится в полностью разрушенном состоянии, его использование в соответствии с целевым назначением, в том числе для решения вопросов местного значения, установленных ст. 15 Закона об организации местного самоуправления, невозможно (Постановление от 23 января 2018 г. N Ф04-5833/2017 по делу N А27-15041/2012).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)по заявлению нотариуса, нотариальной палаты о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества уполномоченный орган в течение 30 дней принимает одно из следующих решений: 1) о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества и о направлении предложения о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества; 2) об отказе в предоставлении такого объекта недвижимого имущества в связи с несоблюдением условий ч. 3 данной статьи (ч. 5);
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)по заявлению нотариуса, нотариальной палаты о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества уполномоченный орган в течение 30 дней принимает одно из следующих решений: 1) о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества и о направлении предложения о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества; 2) об отказе в предоставлении такого объекта недвижимого имущества в связи с несоблюдением условий ч. 3 данной статьи (ч. 5);
Статья: Смерть должника как основание для завершения принудительного исполнения исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)Как наследники выморочного имущества публично-правовые образования наделяются Гражданским кодексом РФ особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону, поскольку для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ), на них не распространяются правила о сроке принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (п. 1 и 3 ст. 1155 ГК РФ); при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абз. 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)Как наследники выморочного имущества публично-правовые образования наделяются Гражданским кодексом РФ особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону, поскольку для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ), на них не распространяются правила о сроке принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (п. 1 и 3 ст. 1155 ГК РФ); при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абз. 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
Готовое решение: Как передать госимущество (федеральное или субъекта РФ) в муниципальную собственность
(КонсультантПлюс, 2025)принять в ряде случаев решение о передаче имущества в муниципальную собственность - если предложение и прилагаемые к нему документы соответствуют законодательству и нет оснований для отказа. На это отводится 30 дней после формирования позиции о передаче имущества (пп. 9.3 п. 9, п. 10 Порядка);
(КонсультантПлюс, 2025)принять в ряде случаев решение о передаче имущества в муниципальную собственность - если предложение и прилагаемые к нему документы соответствуют законодательству и нет оснований для отказа. На это отводится 30 дней после формирования позиции о передаче имущества (пп. 9.3 п. 9, п. 10 Порядка);