Отказ от права собственности на земельный участок юридическим лицом
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от права собственности на земельный участок юридическим лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с признанием права собственности: Истец хочет признать право собственности на земельный участок, переданный ему при реорганизации юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)Истец считает, что ему принадлежит право собственности на земельный участок, переданный ему при реорганизации юридического лица. Органом регистрации прав отказано в регистрации права собственности на земельный участок, либо в государственном реестре недвижимости имеется регистрационная запись о праве собственности Ответчика на спорный участок.
(КонсультантПлюс, 2025)Истец считает, что ему принадлежит право собственности на земельный участок, переданный ему при реорганизации юридического лица. Органом регистрации прав отказано в регистрации права собственности на земельный участок, либо в государственном реестре недвижимости имеется регистрационная запись о праве собственности Ответчика на спорный участок.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Продажа государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...Буквальное содержание пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ указывает на то, что исключительное право приобретения земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом.
(КонсультантПлюс, 2025)...Буквальное содержание пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ указывает на то, что исключительное право приобретения земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)при этом под отчуждением понимается передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица. С учетом положений п. 1 ст. 16, п. 3 ст. 18, п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ, ст. 30.2 Закона 1997 г. о регистрации при отказе гражданина или юридического лица от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью, а в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге - собственностью соответствующего субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ. Таким образом, следует учитывать, что в силу закона следствием отказа юридического лица от права собственности на земельный участок является переход права собственности на него к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка, которое не может осуществляться в отрыве от передачи прав на соответствующую недвижимость.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)при этом под отчуждением понимается передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица. С учетом положений п. 1 ст. 16, п. 3 ст. 18, п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ, ст. 30.2 Закона 1997 г. о регистрации при отказе гражданина или юридического лица от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью, а в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге - собственностью соответствующего субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ. Таким образом, следует учитывать, что в силу закона следствием отказа юридического лица от права собственности на земельный участок является переход права собственности на него к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка, которое не может осуществляться в отрыве от передачи прав на соответствующую недвижимость.
Готовое решение: Как отказаться от преимущественного права покупки доли в праве собственности на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Также отказаться от преимущественного права покупки доли в праве собственности на земельный участок от имени юридического лица может представитель по доверенности. Это возможно, поскольку по смыслу п. 1 ст. 182 ГК РФ представитель по доверенности также может совершать сделки от имени представляемого.
(КонсультантПлюс, 2025)Также отказаться от преимущественного права покупки доли в праве собственности на земельный участок от имени юридического лица может представитель по доверенности. Это возможно, поскольку по смыслу п. 1 ст. 182 ГК РФ представитель по доверенности также может совершать сделки от имени представляемого.
Нормативные акты
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Крестьянское фермерское хозяйство (далее - КФХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок иностранному юридическому лицу на основании сделки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Крестьянское фермерское хозяйство (далее - КФХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок иностранному юридическому лицу на основании сделки.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой"Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предоставление же разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в установленном законом порядке; в случае отказа в предоставлении такого разрешения собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо) вправе оспорить его в суде (части 6 и 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой"Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предоставление же разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в установленном законом порядке; в случае отказа в предоставлении такого разрешения собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо) вправе оспорить его в суде (части 6 и 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья: Приобретение права собственности на земельный участок по давности владения: проблемы и перспективы
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 5)В ряде случаев собственник фактически отказывается от принадлежащего ему участка, не оформив свое волеизъявление законным способом и не передав права на участок иному лицу. Это фактически бесхозяйное состояние возникает у земельных участков, в отношении которых собственник не осуществляет бремя содержания имущества - не оформленных и не учтенных выморочных участков, неиспользуемых заброшенных участков, от изъятия которых публично-правовое образование уклоняется, а также тех участков, собственник которых неизвестен. Применение к таким ситуациям норм ст. 225 ГК РФ о бесхозяйных недвижимых вещах исключается <1>. Как следует из положения п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Волеизъявление об отказе от права собственности на земельный участок должно совершаться в виде заявления в компетентный орган публичной власти (п. п. 2, 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)). Следовательно, фактических действий, пусть даже свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ч. 1 ст. 236 ГК РФ), будет недостаточно для приобретения вещного права новым владельцем.
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 5)В ряде случаев собственник фактически отказывается от принадлежащего ему участка, не оформив свое волеизъявление законным способом и не передав права на участок иному лицу. Это фактически бесхозяйное состояние возникает у земельных участков, в отношении которых собственник не осуществляет бремя содержания имущества - не оформленных и не учтенных выморочных участков, неиспользуемых заброшенных участков, от изъятия которых публично-правовое образование уклоняется, а также тех участков, собственник которых неизвестен. Применение к таким ситуациям норм ст. 225 ГК РФ о бесхозяйных недвижимых вещах исключается <1>. Как следует из положения п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Волеизъявление об отказе от права собственности на земельный участок должно совершаться в виде заявления в компетентный орган публичной власти (п. п. 2, 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)). Следовательно, фактических действий, пусть даже свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ч. 1 ст. 236 ГК РФ), будет недостаточно для приобретения вещного права новым владельцем.
Статья: Отказ от ограниченных вещных прав на земельные участки: проблемы доктрины и правоприменения
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 8)Обладатели права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком также могут отказаться от этих ограниченных вещных прав. Для этого требуется подать заявление в уполномоченный орган исполнительной власти или в орган местного самоуправления и приложить к заявлению копию документа, удостоверяющего личность собственника. Если речь идет о юридическом лице, то заявление подается вместе с согласием учредительного органа юридического лица, его учредителя или лица, уполномоченного учредителем на представление интересов юридического лица <9>.
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 8)Обладатели права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком также могут отказаться от этих ограниченных вещных прав. Для этого требуется подать заявление в уполномоченный орган исполнительной власти или в орган местного самоуправления и приложить к заявлению копию документа, удостоверяющего личность собственника. Если речь идет о юридическом лице, то заявление подается вместе с согласием учредительного органа юридического лица, его учредителя или лица, уполномоченного учредителем на представление интересов юридического лица <9>.
Статья: Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков (для граждан - копии документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий - документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком), иные основания прекращения права могут быть установлены законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков (для граждан - копии документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий - документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком), иные основания прекращения права могут быть установлены законодательством РФ.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В свою очередь, в п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ закреплено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В свою очередь, в п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ закреплено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья: Права и обязанности собственников земельной недвижимости: вопросы теории
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)а) земельное законодательство предусматривает две процедуры приобретения гражданами и юридическими лицами земельной недвижимости: на торгах и без торгов. Кроме того, приобретение земельных участков в частную собственность может производиться за плату или бесплатно (для отдельных категорий льготников, например граждан, имеющих трех и более детей). Право граждан на приватизацию земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, хорошо исследовано в научной литературе, но в ст. 42 ЗК РФ, посвященной правам лиц - несобственников земельных участков, данное право не упоминается. Поэтому представляется обоснованным дополнить ЗК РФ правами граждан и юридических лиц, связанными с приобретением прав на земельную недвижимость;
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)а) земельное законодательство предусматривает две процедуры приобретения гражданами и юридическими лицами земельной недвижимости: на торгах и без торгов. Кроме того, приобретение земельных участков в частную собственность может производиться за плату или бесплатно (для отдельных категорий льготников, например граждан, имеющих трех и более детей). Право граждан на приватизацию земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, хорошо исследовано в научной литературе, но в ст. 42 ЗК РФ, посвященной правам лиц - несобственников земельных участков, данное право не упоминается. Поэтому представляется обоснованным дополнить ЗК РФ правами граждан и юридических лиц, связанными с приобретением прав на земельную недвижимость;
Статья: Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При предоставлении в соответствии со ст. 24 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданину РФ или юридическому лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, их права на принадлежащий им земельный участок, использование которого в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием невозможно, сохраняются. Указанные лица вправе отказаться от прав на такой земельный участок в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При предоставлении в соответствии со ст. 24 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданину РФ или юридическому лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, их права на принадлежащий им земельный участок, использование которого в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием невозможно, сохраняются. Указанные лица вправе отказаться от прав на такой земельный участок в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул презумпцию государственной собственности на землю, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. При этом сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка <37>.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул презумпцию государственной собственности на землю, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. При этом сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка <37>.
Статья: Нарушение принципа правовой определенности нормами статьи 39.18 ЗК РФ о сроках, способах подачи и форме заявления о намерении участвовать в аукционе
(Лисица В.Н., Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Эти и многие другие положения отражают один из принципов земельного законодательства, закрепленных в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), - принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Действие этого принципа может проявляться и в части осуществления права публичной собственности на землю, в частности при предоставлении таких земельных участков гражданам и юридическим лицам. Возмездное отчуждение им такого имущества является, с одной стороны, важным средством пополнения бюджетов всех уровней, с другой - непременным условием развития рыночной экономики, расширения частной собственности и, соответственно, увеличения объема налогооблагаемой базы. Другими словами, в этих процессах присутствуют публичные и частные интересы, которые требуют должного согласования со стороны государства. Но, как показывает практика, достижение баланса таких интересов и реализация иных принципов земельного права могут быть сопряжены с рядом трудностей правового характера, связанных в ряде случае с неясностью и неверным толкованием и применением норм земельного права соответствующими уполномоченными органами власти, что влечет за собой принятие незаконных и необоснованных решений либо в отношении заключения сделок по отчуждению земельных участков, либо при отказе в предоставлении земельного участка в частную собственность физических и юридических лиц [3, с. 152].
(Лисица В.Н., Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Эти и многие другие положения отражают один из принципов земельного законодательства, закрепленных в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), - принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Действие этого принципа может проявляться и в части осуществления права публичной собственности на землю, в частности при предоставлении таких земельных участков гражданам и юридическим лицам. Возмездное отчуждение им такого имущества является, с одной стороны, важным средством пополнения бюджетов всех уровней, с другой - непременным условием развития рыночной экономики, расширения частной собственности и, соответственно, увеличения объема налогооблагаемой базы. Другими словами, в этих процессах присутствуют публичные и частные интересы, которые требуют должного согласования со стороны государства. Но, как показывает практика, достижение баланса таких интересов и реализация иных принципов земельного права могут быть сопряжены с рядом трудностей правового характера, связанных в ряде случае с неясностью и неверным толкованием и применением норм земельного права соответствующими уполномоченными органами власти, что влечет за собой принятие незаконных и необоснованных решений либо в отношении заключения сделок по отчуждению земельных участков, либо при отказе в предоставлении земельного участка в частную собственность физических и юридических лиц [3, с. 152].
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)10. Согласно подп. 12 комментируемой статьи отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без торгов также влечет факт поступления в отношении испрашиваемого земельного участка заявления о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды. Подача такого заявления является одним из этапов образования земельного участка и подготовки аукциона для его продажи или предоставления в аренду по инициативе заинтересованных гражданина или юридического лица. Данное правило распространяется на земельные участки, образованные в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной уполномоченным органом схемой расположения земельного участка (подробнее см. п. 4 комментария к ст. 39.11).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)10. Согласно подп. 12 комментируемой статьи отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без торгов также влечет факт поступления в отношении испрашиваемого земельного участка заявления о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды. Подача такого заявления является одним из этапов образования земельного участка и подготовки аукциона для его продажи или предоставления в аренду по инициативе заинтересованных гражданина или юридического лица. Данное правило распространяется на земельные участки, образованные в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной уполномоченным органом схемой расположения земельного участка (подробнее см. п. 4 комментария к ст. 39.11).
Статья: Бесхозяйный (бесхозный) земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 3, 3.1 ст. 53 ЗК РФ к заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), а к заявлениям юридических лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 3, 3.1 ст. 53 ЗК РФ к заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), а к заявлениям юридических лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.