Бесхозяйный скотомогильник

Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозяйный скотомогильник (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 N 88А-23803/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования прокурора: О возложении обязанности по вынесению решения о принятии в собственность субъекта РФ объектов биологических отходов (скотомогильников).
Обстоятельства: Скотомогильники не включены в реестр областной и федеральной собственности, записи о зарегистрированных правах на них в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Спорное имущество подлежит принятию в собственность субъекта РФ для реализации его полномочий в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решение: Удовлетворено.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности оформления права собственности на спорные скотомогильники, поскольку в данном случае, указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней; наличие бесхозяйных скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 N 88А-23798/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия уполномоченных органов в части постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности субъекта РФ на скотомогильники, обязании вынести решение о принятии скотомогильников в собственность субъекта РФ, обеспечить государственный регистрационный учет и внесение сведений в реестр государственного имущества субъекта РФ.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что непринятие мер к постановке скотомогильников на кадастровый учет может повлечь угрозу массового распространения заболеваний, общих для животных и человека.
Решение: Удовлетворено.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности оформления права собственности на спорные скотомогильники, поскольку в данном случае, указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней; наличие бесхозяйных скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые проблемы квалификации преступлений в сфере обращения опасных веществ и отходов
(Краснова И.О., Мисник Г.А.)
("Судья", 2019, N 6)
Так, в 2008 году на основании заявления главы Тюнинской сельской администрации Брянской области был поставлен на учет бесхозяйный объект (скотомогильник). "Дальнейших действий по обращению указанного скотомогильника в муниципальную собственность Тюнинская сельская администрация не предприняла. Контроль за санитарным состоянием указанного объекта никем не осуществлялся. Отсутствие собственника скотомогильника создает постоянную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций... [Брянский природоохранный прокурор просил] суд обязать Тюнинскую сельскую администрацию Рогнединского района принять в муниципальную собственность бесхозяйный скотомогильник. Решением суда исковые требования Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Тюнинской сельской администрации о возложении обязанности принятия в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника - удовлетворены" <8>.
Статья: Должны ли гидротехнические сооружения находиться в составе муниципального имущества: подходы органов прокуратуры, судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Российской Федерации
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальное имущество: экономика, право, управление", 2019, N 2)
<3> На этом фоне выделяется Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 32-В10-5, в котором данная логическая цепочка разорвана. Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что бесхозяйные скотомогильники и биотермические ямы не могут находиться в составе муниципальной собственности, поскольку Федеральный закон N 131-ФЗ это не предусматривает.

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 11.03.2019 N 97
"Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"
12) совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2006 N ГКПИ06-139
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469>
Скотомогильники не могут быть бесхозяйными, поэтому в пункте 6.1 Правил определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.