Отказ от договора розничной купли-продажи
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от договора розничной купли-продажи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 503 "Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества" ГК РФ"Из последовательного толкования требований, предусмотренных ст. 739 ГК РФ и п. 5 ст. 503 ГК РФ следует, что в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик при отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 503 "Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества" ГК РФ"Аргументы истца о том, что товар является технически сложным не влияют на возможность покупателя заявить отказ от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, поскольку соответствующая возможность предусмотрена как пунктом 3, так и пунктом 4 статьи 503 ГК РФ в случае приобретения товара, не соответствующего требованиям по качеству."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Розничная купля-продажа3. Возможность взыскать штраф за отказ от договора розничной купли-продажи по образцам
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
(ред. от 24.06.2025)5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
Ситуация: Может ли потребитель по договору розничной купли-продажи вернуть продавцу мебель надлежащего качества?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форму заявления обычно предоставляет продавец. Как правило, в заявлении указываются, в частности, сведения о продавце (наименование или Ф.И.О.); сведения о покупателе (Ф.И.О., адрес, контактный телефон); наименование и иные данные, позволяющие идентифицировать приобретенную мебель (например, артикул, цвет, размеры); причина возврата; стоимость мебели; отказ от исполнения договора розничной купли-продажи и требование возвратить уплаченные за товар денежные средства.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форму заявления обычно предоставляет продавец. Как правило, в заявлении указываются, в частности, сведения о продавце (наименование или Ф.И.О.); сведения о покупателе (Ф.И.О., адрес, контактный телефон); наименование и иные данные, позволяющие идентифицировать приобретенную мебель (например, артикул, цвет, размеры); причина возврата; стоимость мебели; отказ от исполнения договора розничной купли-продажи и требование возвратить уплаченные за товар денежные средства.
Готовое решение: Что нужно знать о расторжении договора купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В силу п. п. 1, 2, 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В силу п. п. 1, 2, 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Разрешая споры об отказе потребителя от исполнения договора розничной купли-продажи технически сложного товара, нужно иметь в виду, что ст. 18 Закона РФ о защите прав потребителей предоставляет потребителю право при обнаружении любых недостатков требовать замены или возвратить товар и потребовать возврата оплаты в течение 15 дней после покупки. Если 15 дней со дня передачи технически сложного товара истекли, то далее в пределах гарантийного срока можно ставить вопрос о расторжении договора или о замене товара, если возник существенный недостаток, или в случае нарушения продавцом установленных сроков ремонта товара; или при отсутствии у потребителя возможности использования товара в общей сложности в течение более чем 30 дней в каждый год гарантийного срока по причине исправления выявленных недостатков в товаре <105>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Разрешая споры об отказе потребителя от исполнения договора розничной купли-продажи технически сложного товара, нужно иметь в виду, что ст. 18 Закона РФ о защите прав потребителей предоставляет потребителю право при обнаружении любых недостатков требовать замены или возвратить товар и потребовать возврата оплаты в течение 15 дней после покупки. Если 15 дней со дня передачи технически сложного товара истекли, то далее в пределах гарантийного срока можно ставить вопрос о расторжении договора или о замене товара, если возник существенный недостаток, или в случае нарушения продавцом установленных сроков ремонта товара; или при отсутствии у потребителя возможности использования товара в общей сложности в течение более чем 30 дней в каждый год гарантийного срока по причине исправления выявленных недостатков в товаре <105>.