Основания прекращения служебного контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания прекращения служебного контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Таким образом, из содержания статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ следует, что пункт 8 части 1 статьи 37 данного Федерального закона не предусматривает безусловного расторжения служебного контракта и увольнения гражданского служащего со службы в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в отличие от названных в статье 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оснований прекращения служебного контракта и увольнения гражданского служащего, влекущих обязательное расторжение служебного контракта и увольнение гражданского служащего."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 33 "Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"СТАТЬЯ 33 "ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА,
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)1. По каким основаниям уволить госслужащего (расторгнуть или прекратить служебный контракт)
(КонсультантПлюс, 2025)1. По каким основаниям уволить госслужащего (расторгнуть или прекратить служебный контракт)
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В целом представляется, что при оценке целесообразности, необходимости и достаточности рассматриваемого ограничения следует рассматривать его в общем контексте регулирования соответствующих отношений. Прежде всего следует учитывать, что фактически аналогичное деяние образует не только ограничение, связанное с государственной гражданской службой, но и самостоятельное основание прекращения служебного контракта.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В целом представляется, что при оценке целесообразности, необходимости и достаточности рассматриваемого ограничения следует рассматривать его в общем контексте регулирования соответствующих отношений. Прежде всего следует учитывать, что фактически аналогичное деяние образует не только ограничение, связанное с государственной гражданской службой, но и самостоятельное основание прекращения служебного контракта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)статью 33 "общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы";
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)статью 33 "общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы";
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Так, согласно Закону о государственной гражданской службе запреты, во-первых, являются диспозитивным основанием увольнения, т.е. они называются лишь в числе возможных, но не обязательных оснований прекращения служебного контракта. Правда, исключением здесь являются те нарушения запретов, которые названы в числе коррупционных правонарушений, влекущих увольнение гражданского служащего, которые предусмотрены в ст. 59.2 данного Закона. Однако запрет замещения государственных или муниципальных должностей в этой статье не называется. Таким образом, следует сделать парадоксальный вывод, что решение о расторжении служебного контракта с гражданским служащим, нарушившим данный запрет, относится к усмотрению представителя нанимателя.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Так, согласно Закону о государственной гражданской службе запреты, во-первых, являются диспозитивным основанием увольнения, т.е. они называются лишь в числе возможных, но не обязательных оснований прекращения служебного контракта. Правда, исключением здесь являются те нарушения запретов, которые названы в числе коррупционных правонарушений, влекущих увольнение гражданского служащего, которые предусмотрены в ст. 59.2 данного Закона. Однако запрет замещения государственных или муниципальных должностей в этой статье не называется. Таким образом, следует сделать парадоксальный вывод, что решение о расторжении служебного контракта с гражданским служащим, нарушившим данный запрет, относится к усмотрению представителя нанимателя.
Последние изменения: Увольнение госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнен перечень оснований прекращения служебного контракта с госслужащими.
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнен перечень оснований прекращения служебного контракта с госслужащими.
Готовое решение: Как расторгнуть срочный служебный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)внесите запись в трудовую книжку (в случае ее ведения). Также информацию о расторжении срочного служебного контракта внесите в сведения о трудовой деятельности. Если вы для кадрового учета ведете личную карточку госслужащего, внесите в нее запись о прекращении срочного служебного контракта на основании сведений о трудовой деятельности. Представьте сведения в орган СФР по месту вашей регистрации. Сделайте это не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), документа или принятия иного решения, которые подтверждают увольнение (ч. 1, 2 ст. 66.1 ТК РФ, п. 2.1 ст. 6, п. 1, пп. 4 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 11 Закона о персонифицированном учете);
(КонсультантПлюс, 2025)внесите запись в трудовую книжку (в случае ее ведения). Также информацию о расторжении срочного служебного контракта внесите в сведения о трудовой деятельности. Если вы для кадрового учета ведете личную карточку госслужащего, внесите в нее запись о прекращении срочного служебного контракта на основании сведений о трудовой деятельности. Представьте сведения в орган СФР по месту вашей регистрации. Сделайте это не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), документа или принятия иного решения, которые подтверждают увольнение (ч. 1, 2 ст. 66.1 ТК РФ, п. 2.1 ст. 6, п. 1, пп. 4 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 11 Закона о персонифицированном учете);
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Вывод: требуется масштабная ревизия законодательства о государственной службе с целью единообразного решения вопроса о предоставлении государственным служащим гарантий при увольнении по инициативе представителя нанимателя или руководителя. Это в свою очередь предполагает подготовку внятного перечня указанных оснований расторжения служебного контракта (контракта). В законодательство о государственной и муниципальной службе необходимо включить нормы, закрепляющие государственные гарантии при увольнении отдельных категорий лиц, в частности беременных женщин и лиц с семейными обязанностями. Данные нормы должны содержать также перечень оснований прекращения служебного контракта (контракта), при которых данные гарантии не предоставляются (например, в случае увольнения в связи с утратой доверия).
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Вывод: требуется масштабная ревизия законодательства о государственной службе с целью единообразного решения вопроса о предоставлении государственным служащим гарантий при увольнении по инициативе представителя нанимателя или руководителя. Это в свою очередь предполагает подготовку внятного перечня указанных оснований расторжения служебного контракта (контракта). В законодательство о государственной и муниципальной службе необходимо включить нормы, закрепляющие государственные гарантии при увольнении отдельных категорий лиц, в частности беременных женщин и лиц с семейными обязанностями. Данные нормы должны содержать также перечень оснований прекращения служебного контракта (контракта), при которых данные гарантии не предоставляются (например, в случае увольнения в связи с утратой доверия).
Статья: Проблемы прекращения служебных отношений в связи с достижением предельного возраста
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Кроме того, немало вопросов вызывает порядок прекращения и продления служебных правоотношений по достижении предельного возраста пребывания на государственной службе. Практическая реализация данных положений закона сопряжена с рядом проблем, которые в первую очередь касаются "судьбы контракта", заключенного с гражданским служащим до достижения им предельного возраста. Ранее ст. 39 Закона о государственной гражданской службе в качестве основания прекращения служебного контракта независимо от воли и желания сторон называла достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Кроме того, немало вопросов вызывает порядок прекращения и продления служебных правоотношений по достижении предельного возраста пребывания на государственной службе. Практическая реализация данных положений закона сопряжена с рядом проблем, которые в первую очередь касаются "судьбы контракта", заключенного с гражданским служащим до достижения им предельного возраста. Ранее ст. 39 Закона о государственной гражданской службе в качестве основания прекращения служебного контракта независимо от воли и желания сторон называла достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец У. обратился в суд с исковым заявлением, указывая на то, что ранее замещал должность "данные изъяты" Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю. Приказом Управления он был уволен в связи с утратой доверия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Истец полагает данное основание прекращения служебного контракта, освобождение от занимаемой должности и увольнение незаконным. Так, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих (далее госслужащих) Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов признано, что предоставленные им сведения о доходах являются недостоверными и неполными, однако данный вывод не соответствует действительности и основан в том числе на искаженных фактах.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец У. обратился в суд с исковым заявлением, указывая на то, что ранее замещал должность "данные изъяты" Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю. Приказом Управления он был уволен в связи с утратой доверия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Истец полагает данное основание прекращения служебного контракта, освобождение от занимаемой должности и увольнение незаконным. Так, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих (далее госслужащих) Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов признано, что предоставленные им сведения о доходах являются недостоверными и неполными, однако данный вывод не соответствует действительности и основан в том числе на искаженных фактах.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В работе анализируются запреты, связанные с государственной службой. Сущность указанных положений законодательства на сегодняшний день представляется неопределенной: с одной стороны, они закрепляют основополагающие публично-правовые обязанности государственных служащих, нарушение которых предполагает применение мер дисциплинарной ответственности. С другой - законодательство о государственной гражданской службе рассматривает нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой, как самостоятельное основание прекращения служебного контракта.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В работе анализируются запреты, связанные с государственной службой. Сущность указанных положений законодательства на сегодняшний день представляется неопределенной: с одной стороны, они закрепляют основополагающие публично-правовые обязанности государственных служащих, нарушение которых предполагает применение мер дисциплинарной ответственности. С другой - законодательство о государственной гражданской службе рассматривает нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой, как самостоятельное основание прекращения служебного контракта.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6. Часть 6 ст. 66 Закона о службе в органах принудительного исполнения предусматривает, что гражданину, проходившему службу в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по определенным основаниям независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством РФ. Основания прекращения (расторжения) служебного контракта, предоставляющие право на указанную льготу, такие же, как перечисленные выше, в комментарии к ч. 5 ст. 66 Закона о службе в органах принудительного исполнения.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6. Часть 6 ст. 66 Закона о службе в органах принудительного исполнения предусматривает, что гражданину, проходившему службу в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по определенным основаниям независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством РФ. Основания прекращения (расторжения) служебного контракта, предоставляющие право на указанную льготу, такие же, как перечисленные выше, в комментарии к ч. 5 ст. 66 Закона о службе в органах принудительного исполнения.
Статья: Законодательная эклектика оснований прекращения служебных отношений: проблемы терминологии и не только
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Между тем действующее законодательство об отдельных видах государственной службы в различных правоохранительных органах не содержит такого основания прекращения служебного контракта. Например, Закон о службе в органах внутренних дел <3> только указывает, что кадровым подразделением оформляется заключение, содержащее сведения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Между тем действующее законодательство об отдельных видах государственной службы в различных правоохранительных органах не содержит такого основания прекращения служебного контракта. Например, Закон о службе в органах внутренних дел <3> только указывает, что кадровым подразделением оформляется заключение, содержащее сведения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий.