Организация и проведение публичных слушаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация и проведение публичных слушаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов" Градостроительного кодекса РФ"Ссылки заявителя жалобы на положения статей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции признаны ошибочными, так как данной статьей урегулированы особенности организации и проведения публичных слушаний. Основания для проведения слушаний данной правовой нормой не определены."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 28 "Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов" Градостроительного кодекса РФСТАТЬЯ 28 "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Еще одно замечание уточняющего характера из содержательно-технической плоскости данного акта. По заголовку статьи 47 "Публичные слушания, общественные обсуждения" представляется, что это две самостоятельные формы участия населения, и процедуры их отличаются, по-видимому, форматом или способами учета коллективного мнения, но текст статьи посвящен лишь порядку организации и проведения публичных слушаний. Усложняет понимание целевого применения данных форм их перечисление друг за другом в частях 11, 12, 13 указанной статьи, когда речь идет о результатах. По смыслу данной нормы складывается понимание, что общественные обсуждения - это формат публичных слушаний, их продолжение. Хотя это не так, поскольку дефиниция и общий порядок общественных обсуждений содержатся в специальном Законе 2014 г. "Об основах общественного контроля" ФЗ N 212 (ст. 24) [11], отсылку на который и предлагаем сделать законодателю, добавив предложение: "Общественные обсуждения проходят в порядке, установленном федеральным законом" или "Общественные обсуждения проходят в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", причем в любую часть статьи 47, например в часть 8. То есть желательно упорядочить процесс реализации этих форм участия населения, ставших традиционными для российской системы местного самоуправления, отражающей решение ее важнейших, значимых задач.
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Еще одно замечание уточняющего характера из содержательно-технической плоскости данного акта. По заголовку статьи 47 "Публичные слушания, общественные обсуждения" представляется, что это две самостоятельные формы участия населения, и процедуры их отличаются, по-видимому, форматом или способами учета коллективного мнения, но текст статьи посвящен лишь порядку организации и проведения публичных слушаний. Усложняет понимание целевого применения данных форм их перечисление друг за другом в частях 11, 12, 13 указанной статьи, когда речь идет о результатах. По смыслу данной нормы складывается понимание, что общественные обсуждения - это формат публичных слушаний, их продолжение. Хотя это не так, поскольку дефиниция и общий порядок общественных обсуждений содержатся в специальном Законе 2014 г. "Об основах общественного контроля" ФЗ N 212 (ст. 24) [11], отсылку на который и предлагаем сделать законодателю, добавив предложение: "Общественные обсуждения проходят в порядке, установленном федеральным законом" или "Общественные обсуждения проходят в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", причем в любую часть статьи 47, например в часть 8. То есть желательно упорядочить процесс реализации этих форм участия населения, ставших традиционными для российской системы местного самоуправления, отражающей решение ее важнейших, значимых задач.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов
(ред. от 31.07.2025)Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)- содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)- содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
Статья: О понятии механизма комплексного развития территории в разрезе предпринимательского права
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)<23> См.: Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 г. N 387-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной Ольги Павловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 15 июля 2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", от 25 февраля 2016 г. N 242-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казаковцева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)<23> См.: Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 г. N 387-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной Ольги Павловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 15 июля 2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", от 25 февраля 2016 г. N 242-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казаковцева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Новеллы в правовом регулировании недвижимости и строительства
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Законом Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161 <21> сокращены сроки организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Соответствующие изменения внесены в Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 <22>.
(Некрестьянов Д., Дозорова В.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Законом Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 718-161 <21> сокращены сроки организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Соответствующие изменения внесены в Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 <22>.
Статья: Исполнимость мер прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)В нем предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о принятии мер реагирования в отношении органов МСУ, их должностных лиц и подведомственных им организаций необходимо принимать во внимание обязанность соблюдения этими органами, организациями и их должностными лицами требований и процедур, установленных федеральными законами, в том числе особенностей, связанных с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, организацией и проведением публичных слушаний и общественных обсуждений в градостроительной и иных сферах.
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)В нем предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о принятии мер реагирования в отношении органов МСУ, их должностных лиц и подведомственных им организаций необходимо принимать во внимание обязанность соблюдения этими органами, организациями и их должностными лицами требований и процедур, установленных федеральными законами, в том числе особенностей, связанных с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, организацией и проведением публичных слушаний и общественных обсуждений в градостроительной и иных сферах.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <10> определяет, что "порядок организации и проведения публичных слушаний... должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте".
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <10> определяет, что "порядок организации и проведения публичных слушаний... должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 101 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в целях организации и проведения публичных слушаний".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 101 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в целях организации и проведения публичных слушаний".
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)<7> Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)<7> Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2.
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Статья 28 Закона об общих принципах организации МСУ устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Также в указанной статье закреплена обязанность органов местного самоуправления заблаговременно оповещать граждан через сеть Интернет.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Статья 28 Закона об общих принципах организации МСУ устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Также в указанной статье закреплена обязанность органов местного самоуправления заблаговременно оповещать граждан через сеть Интернет.
Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)При осуществлении судебного контроля в отношении решений, которыми утверждены генеральные планы или правила землепользования и застройки муниципальных образований, основным принципом, которым руководствуются суды, является требование законности. Алгоритм определения судом законности нормативного правового акта закрепляется в пп. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ. Стандарт судебной проверки предполагает, в том числе оценку процедуры издания акта, которая включает в себя оценку процедуры организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту решения. Несоблюдение или грубое нарушение такой процедуры рассматривается в качестве при издании органом правового акта <27>. Перечень таких существенных процедурных дефектов в градостроительном законодательстве не определен.
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)При осуществлении судебного контроля в отношении решений, которыми утверждены генеральные планы или правила землепользования и застройки муниципальных образований, основным принципом, которым руководствуются суды, является требование законности. Алгоритм определения судом законности нормативного правового акта закрепляется в пп. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ. Стандарт судебной проверки предполагает, в том числе оценку процедуры издания акта, которая включает в себя оценку процедуры организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту решения. Несоблюдение или грубое нарушение такой процедуры рассматривается в качестве при издании органом правового акта <27>. Перечень таких существенных процедурных дефектов в градостроительном законодательстве не определен.
Статья: Общественный контроль в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих Федеральному закону N 212-ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Публичные слушания в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" могут быть организованы представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Частью 4 ст. 28 названного Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено определение порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Как показала практика, в порядок организации и проведения публичных слушаний включается значительное число вопросов: от назначения публичных слушаний, организации регистрации, выступлений участников до оснований признания публичных слушаний несостоявшимися. В связи с этим указанная выше норма представляется некорректной в части, допускающей включение данного порядка в устав муниципального образования. Учитывая, что устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регламентирующим работу всего муниципалитета, включение в него значительного по объему текста, посвященного публичным слушаниям, не представляется целесообразным. На основании изложенного из ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ предлагается исключить правило о возможности определения порядка организации и проведения публичных слушаний лишь уставом муниципального образования.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих Федеральному закону N 212-ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Публичные слушания в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" могут быть организованы представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Частью 4 ст. 28 названного Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено определение порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Как показала практика, в порядок организации и проведения публичных слушаний включается значительное число вопросов: от назначения публичных слушаний, организации регистрации, выступлений участников до оснований признания публичных слушаний несостоявшимися. В связи с этим указанная выше норма представляется некорректной в части, допускающей включение данного порядка в устав муниципального образования. Учитывая, что устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регламентирующим работу всего муниципалитета, включение в него значительного по объему текста, посвященного публичным слушаниям, не представляется целесообразным. На основании изложенного из ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ предлагается исключить правило о возможности определения порядка организации и проведения публичных слушаний лишь уставом муниципального образования.