Обжалование решения государственного инспектора труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения государственного инспектора труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обжалуем решения государственного инспектора труда
(Ющин В.П.)
("Отдел кадров", 2009, N 1)"Отдел кадров", 2009, N 1
(Ющин В.П.)
("Отдел кадров", 2009, N 1)"Отдел кадров", 2009, N 1
Статья: Обязательность административных актов, принятых по результатам расследования несчастных случаев на производстве: к постановке проблемы
(Терехова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)В другом деле работодателем оспаривалась законность решений государственного инспектора труда, принятых по факту дополнительного расследования <17>. В ходе расследования было установлено нарушение пострадавшим Правил дорожного движения в качестве причины несчастного случая. Но не было учтено отсутствие обучения пострадавшего требованиям охраны труда. По мнению суда, с учетом наличия данных нарушений со стороны работодателя вина пострадавшего не должна была фиксироваться. Судом были проанализированы не только законность заключения и предписания, но и обоснованность распоряжения о проведении дополнительного расследования, а также объективность проведенного расследования и сделаны выводы о законности актов. При этом выявление нарушений и корректность квалификации деяний в качестве нарушений по таким делам имеют важное значение, а в некоторых делах такая практика идет вразрез с выявлением объективных причин случая, которые должны находиться в причинно-следственной связи с произошедшим случаем <18>. Представляется важным, чтобы не происходило уклонения от полноценной оценки актов под предлогом "видимой законности" <19>, так как в силу требований законности государством должны обеспечиваться и конституционные права контролируемых лиц.
(Терехова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)В другом деле работодателем оспаривалась законность решений государственного инспектора труда, принятых по факту дополнительного расследования <17>. В ходе расследования было установлено нарушение пострадавшим Правил дорожного движения в качестве причины несчастного случая. Но не было учтено отсутствие обучения пострадавшего требованиям охраны труда. По мнению суда, с учетом наличия данных нарушений со стороны работодателя вина пострадавшего не должна была фиксироваться. Судом были проанализированы не только законность заключения и предписания, но и обоснованность распоряжения о проведении дополнительного расследования, а также объективность проведенного расследования и сделаны выводы о законности актов. При этом выявление нарушений и корректность квалификации деяний в качестве нарушений по таким делам имеют важное значение, а в некоторых делах такая практика идет вразрез с выявлением объективных причин случая, которые должны находиться в причинно-следственной связи с произошедшим случаем <18>. Представляется важным, чтобы не происходило уклонения от полноценной оценки актов под предлогом "видимой законности" <19>, так как в силу требований законности государством должны обеспечиваться и конституционные права контролируемых лиц.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011)
(Извлечение)Вопрос. Вправе ли государственный инспектор труда принять решение о восстановлении работника на работе, об отмене дисциплинарного взыскания? Если вправе, то подлежит ли применению судом срок, установленный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании такого решения государственного инспектора труда?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011)
(Извлечение)Вопрос. Вправе ли государственный инспектор труда принять решение о восстановлении работника на работе, об отмене дисциплинарного взыскания? Если вправе, то подлежит ли применению судом срок, установленный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании такого решения государственного инспектора труда?
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа, подписанного государственным инспектором труда усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направляется на исполнение в органы принудительного исполнения.
(ред. от 29.09.2025)В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа, подписанного государственным инспектором труда усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направляется на исполнение в органы принудительного исполнения.
Статья: Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Важные изменения в ТК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ. Государственным инспекторам труда предоставлены полномочия принимать решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленной, но не выплаченной в установленный срок работнику заработной платы. Это закреплено в ст. 360.1 ТК РФ. В случае если работодателем не исполнено в срок решение о принудительном исполнении и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения направляется государственным инспектором труда в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения. Перечень исполнительных документов, указанный в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", расширен: в п. 5.1 ст. 12 названы решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Внесение изменений в законодательство, в том числе касающееся принудительного исполнения актов государственных органов, свидетельствует о совершенствовании механизма защиты нарушенных прав работников в сфере оплаты труда.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Важные изменения в ТК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ. Государственным инспекторам труда предоставлены полномочия принимать решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленной, но не выплаченной в установленный срок работнику заработной платы. Это закреплено в ст. 360.1 ТК РФ. В случае если работодателем не исполнено в срок решение о принудительном исполнении и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения направляется государственным инспектором труда в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения. Перечень исполнительных документов, указанный в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", расширен: в п. 5.1 ст. 12 названы решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Внесение изменений в законодательство, в том числе касающееся принудительного исполнения актов государственных органов, свидетельствует о совершенствовании механизма защиты нарушенных прав работников в сфере оплаты труда.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Комментируемая статья устанавливает два порядка обжалования решений государственных инспекторов труда: административный (когда жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ) и судебный.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Комментируемая статья устанавливает два порядка обжалования решений государственных инспекторов труда: административный (когда жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ) и судебный.