Об организации перевозок обучающихся в обрАзовательные организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Об организации перевозок обучающихся в обрАзовательные организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевозка детей автобусами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перевозка детей школьным автобусом имеет следующие цели: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий); организованные перевозки групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий (п. 1.3 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, направленных Письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 N 08-988 (далее - Методические рекомендации об организации перевозок обучающихся)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перевозка детей школьным автобусом имеет следующие цели: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий); организованные перевозки групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий (п. 1.3 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, направленных Письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 N 08-988 (далее - Методические рекомендации об организации перевозок обучающихся)).
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Также уместно вспомнить Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г. N 18-П <10>, связанное с проблемой принадлежности конкретному муниципальному образованию обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся до образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и обратно, включая финансовое обеспечение расходов на осуществление данной обязанности. В данном Постановлении Суд особо подчеркнул, что благополучие школьников в области транспортного обслуживания не может быть поставлено в зависимость от того, проживают они или нет на территории муниципалитета - учредителя школы, их право на транспортное обеспечение должно быть обеспечено учредителем школы, который вправе получить компенсацию из вышестоящего бюджета или бюджета муниципалитета, на территории которого проживают школьники и который не обеспечил их возможностью посещать школу на своей территории.
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Также уместно вспомнить Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г. N 18-П <10>, связанное с проблемой принадлежности конкретному муниципальному образованию обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся до образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и обратно, включая финансовое обеспечение расходов на осуществление данной обязанности. В данном Постановлении Суд особо подчеркнул, что благополучие школьников в области транспортного обслуживания не может быть поставлено в зависимость от того, проживают они или нет на территории муниципалитета - учредителя школы, их право на транспортное обеспечение должно быть обеспечено учредителем школы, который вправе получить компенсацию из вышестоящего бюджета или бюджета муниципалитета, на территории которого проживают школьники и который не обеспечил их возможностью посещать школу на своей территории.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании решается вопрос о принадлежности конкретному муниципальному образованию обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся до образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и обратно, включая финансовое обеспечение расходов на осуществление данной обязанности.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании решается вопрос о принадлежности конкретному муниципальному образованию обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся до образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и обратно, включая финансовое обеспечение расходов на осуществление данной обязанности.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района, муниципального округа или городского округа подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и учитываются в межбюджетных отношениях.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района, муниципального округа или городского округа подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и учитываются в межбюджетных отношениях.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях также возложены п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 на муниципальные районы, муниципальные и городские округа. В этой связи Минобрнауки совместно с Минтрансом и МВД разработало Методические рекомендации по организации перевозок обучающихся в образовательные организации (направлены Письмом Минобрнауки от 29.07.2014 N 08-988) (далее также - Рекомендации).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях также возложены п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 на муниципальные районы, муниципальные и городские округа. В этой связи Минобрнауки совместно с Минтрансом и МВД разработало Методические рекомендации по организации перевозок обучающихся в образовательные организации (направлены Письмом Минобрнауки от 29.07.2014 N 08-988) (далее также - Рекомендации).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Не менее сложной проблемой, обусловленной географическими особенностями Арктического региона, является транспортная обеспеченность реализации права на образование. Согласно ст. 40 Закона об образовании транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в установленных законодательством случаях, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Согласно федеральному законодательству транспортное обеспечение является полномочием учредителя образовательных организаций, однако финансирование расходов на организацию бесплатной перевозки обучающихся выступает бременем регионального бюджета <1>. При этом на территориях Арктического региона в силу особенностей организации образовательного процесса и транспортной удаленности образовательных организаций от мест кочевий и мест проживания обучающихся устанавливаются дополнительные гарантии транспортного обеспечения.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Не менее сложной проблемой, обусловленной географическими особенностями Арктического региона, является транспортная обеспеченность реализации права на образование. Согласно ст. 40 Закона об образовании транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в установленных законодательством случаях, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Согласно федеральному законодательству транспортное обеспечение является полномочием учредителя образовательных организаций, однако финансирование расходов на организацию бесплатной перевозки обучающихся выступает бременем регионального бюджета <1>. При этом на территориях Арктического региона в силу особенностей организации образовательного процесса и транспортной удаленности образовательных организаций от мест кочевий и мест проживания обучающихся устанавливаются дополнительные гарантии транспортного обеспечения.