Неуведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Неуведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и имущества, в т.ч. государственного и муниципального, а также в области закупок товаров, работ, услуг: Должностное лицо (ИП, Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка заключения (изменения, расторжения) контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
(КонсультантПлюс, 2025)допущены существенные процессуальные нарушения (Должностное лицо не уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и пр.) и срок давности привлечения к ответственности истек на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде
(КонсультантПлюс, 2025)допущены существенные процессуальные нарушения (Должностное лицо не уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и пр.) и срок давности привлечения к ответственности истек на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Снижение размера административного штрафа или замена на предупреждение (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя доводы общества о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности и нерассмотрении ходатайства общества о применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа на предупреждение, суды указали на то, что данное ходатайство было подано заявителем в экспедицию административного органа за 5 минут до начала рассмотрения материалов проверки... при этом при рассмотрении материалов дела непосредственно лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, заявлено не было, также не была представлена копия данного ходатайства и не было сообщено о его сдаче в инспекцию через экспедицию.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя доводы общества о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности и нерассмотрении ходатайства общества о применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа на предупреждение, суды указали на то, что данное ходатайство было подано заявителем в экспедицию административного органа за 5 минут до начала рассмотрения материалов проверки... при этом при рассмотрении материалов дела непосредственно лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, заявлено не было, также не была представлена копия данного ходатайства и не было сообщено о его сдаче в инспекцию через экспедицию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)К существенным процессуальным нарушениям суды также относят нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ) <6>, включая ненадлежащее извещение заявителя и прокурора (в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по инициативе прокурора) о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении <7>; нарушение сроков направления материалов для рассмотрения жалобы <8>; принятие решения по жалобе неуполномоченным должностным лицом <9> либо с нарушением правил подсудности <10>; чрезмерную мягкость примененного административного наказания <11>. Данные обстоятельства могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения. Так, неизвещение либо ненадлежащее извещение заявителя по делу об административном правонарушении и рассмотрение жалобы на вынесенное постановление в его отсутствие являются нарушением его прав и законных интересов, в том числе права на защиту, предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ. Неуведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) антимонопольного органа является нарушением установленного порядка рассмотрения по существу жалобы на нарушение законодательства о контрактной системе, влекущим отмену решения антимонопольного органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы <12>.
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)К существенным процессуальным нарушениям суды также относят нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ) <6>, включая ненадлежащее извещение заявителя и прокурора (в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по инициативе прокурора) о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении <7>; нарушение сроков направления материалов для рассмотрения жалобы <8>; принятие решения по жалобе неуполномоченным должностным лицом <9> либо с нарушением правил подсудности <10>; чрезмерную мягкость примененного административного наказания <11>. Данные обстоятельства могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения. Так, неизвещение либо ненадлежащее извещение заявителя по делу об административном правонарушении и рассмотрение жалобы на вынесенное постановление в его отсутствие являются нарушением его прав и законных интересов, в том числе права на защиту, предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ. Неуведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) антимонопольного органа является нарушением установленного порядка рассмотрения по существу жалобы на нарушение законодательства о контрактной системе, влекущим отмену решения антимонопольного органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы <12>.
Статья: К вопросу о сроках составления и направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Существуют и субъективные причины, препятствующие в установленные законом сроки составлению протокола об административном правонарушении и направлению материалов дела на рассмотрение. Имеются в виду различные формы противодействия выполнению должностными лицами административно-деликтного производства своих обязанностей по привлечению виновного лица к административной ответственности. Данное противодействие может быть выражено в несообщении лицом, совершившим административное правонарушение, сведений о своей личности, заявлении им на этом этапе большого количества ходатайств по надуманным причинам, укрывательстве от органов правопорядка и др.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Существуют и субъективные причины, препятствующие в установленные законом сроки составлению протокола об административном правонарушении и направлению материалов дела на рассмотрение. Имеются в виду различные формы противодействия выполнению должностными лицами административно-деликтного производства своих обязанностей по привлечению виновного лица к административной ответственности. Данное противодействие может быть выражено в несообщении лицом, совершившим административное правонарушение, сведений о своей личности, заявлении им на этом этапе большого количества ходатайств по надуманным причинам, укрывательстве от органов правопорядка и др.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)В кассационной жалобе общество сослалось на то, что иностранная компания - правообладатель, признанная потерпевшей по делу об административном правонарушении, в нарушение пункта 2 части 4 статьи 288 АПК РФ, не уведомлена судом о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)В кассационной жалобе общество сослалось на то, что иностранная компания - правообладатель, признанная потерпевшей по делу об административном правонарушении, в нарушение пункта 2 части 4 статьи 288 АПК РФ, не уведомлена судом о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Статья: Правовая и практическая обусловленность участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
(Назрицкая Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)К примеру, рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, возбужденное прокурором в отношении коммерческой организации, суд установил, что постановления вынесены прокурором в отсутствие привлекаемых к административной ответственности лиц или их законных представителей, доказательства уведомления заинтересованных лиц о месте и времени вынесения постановлений в суд не представлены. Уведомления об отслеживании постановлений, согласно отчетам ФГУП "Почта России" об отслеживании почтовых отправлений, не были получены ответчиками. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении заявлений прокурора <15>.
(Назрицкая Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)К примеру, рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, возбужденное прокурором в отношении коммерческой организации, суд установил, что постановления вынесены прокурором в отсутствие привлекаемых к административной ответственности лиц или их законных представителей, доказательства уведомления заинтересованных лиц о месте и времени вынесения постановлений в суд не представлены. Уведомления об отслеживании постановлений, согласно отчетам ФГУП "Почта России" об отслеживании почтовых отправлений, не были получены ответчиками. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении заявлений прокурора <15>.
Статья: К вопросу о закреплении приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Особенностью рассмотрения судьей такого протокола будет выступать тот факт, что указанный процессуальный документ может быть возвращен только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривается возможность возврата протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Особенностью рассмотрения судьей такого протокола будет выступать тот факт, что указанный процессуальный документ может быть возвращен только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривается возможность возврата протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
Статья: Административная ответственность как вид юридической ответственности: современная военно-судебная практика
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Р., проживающий и проходящий военную службу в г. Новосибирске, в ходе составления в отношении его протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, о том, что он является военнослужащим, не сообщил.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Р., проживающий и проходящий военную службу в г. Новосибирске, в ходе составления в отношении его протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, о том, что он является военнослужащим, не сообщил.
Статья: Отдельные аспекты привлечения к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, зафиксированных с использованием средств фото-, видеофиксации, работающих в автоматическом режиме
(Лизунов А.С., Харитонов А.О., Красавин Н.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лизунов А.С., Харитонов А.О., Красавин Н.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Практика и проблематика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ на примере решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 августа 2021 г. по делу N 12-1303/2021
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Таким образом, должностное лицо обязано было выполнить прямо предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ требования по разъяснению прав и обязанностей У. при рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно ст. 51 Конституции РФ, что сделано не было.
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Таким образом, должностное лицо обязано было выполнить прямо предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ требования по разъяснению прав и обязанностей У. при рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно ст. 51 Конституции РФ, что сделано не было.
Вопрос: Вправе ли работодатель требовать от работников сообщать ему о возбужденных против них делах об административных правонарушениях?
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, работник не обязан сообщать работодателю о возбужденных против него делах об административных правонарушениях.
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, работник не обязан сообщать работодателю о возбужденных против него делах об административных правонарушениях.