Не выполнение предписаний надзорных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Не выполнение предписаний надзорных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Возможна ли отсрочка исполнения решения уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа повторно на срок до одного года в случае, если обстоятельства не позволили исполнить предписания в течение уже предоставленного 1 года отсрочки?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
Статья: Судебное административное понуждение к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов: анализ правоприменительной практики и проблемы законодательного регулирования
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Первая группа судебных дел данной категории характеризуется тем, что в федеральном законе о контрольно-надзорной деятельности установлены меры судебного административного понуждения, например в виде аннулирования лицензии, принудительного отзыва продукции, принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, а также предусмотрены основания для их применения, выражающиеся в неисполнении предписаний контрольно-надзорного органа в установленный срок. В свою очередь, в зависимости от особенностей урегулирования процессуального порядка разрешения данной группы судебных дел их можно поделить на два подвида: судебные дела, разрешаемые судом в установленном административно-процессуальном порядке, а также дела, разрешаемые судом по общим правилам искового или административного искового судопроизводства. Например, в соответствии с КАС РФ и АПК РФ в установленном приказном, упрощенном и особом процессуальном порядке, предусмотренном отдельной главой процессуального закона, разрешаются судебные дела о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ и гл. 26 АПК РФ), которые в полной мере отнесены законодателем к административным делам (в том числе дела, разрешаемые в порядке гл. 27, гл. 27.1, гл. 27.2 КАС РФ), а также к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22, гл. 26 АПК РФ). Судебные дела о принудительном исполнении предписаний, а именно о применении судебной меры административного понуждения, например в виде аннулирования лицензии, принудительного отзыва продукции, разрешаются по общим правилам искового судопроизводства, поскольку законодателем порядок его осуществления не выделен в отдельную главу процессуального закона. Например, в силу п. 4 ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <5> в случае неисполнения вновь выданного предписания в установленный в нем срок и когда мера предусмотрена законодательством, например дела по обращениям лицензирующих контрольно-надзорных органов в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии <6> в случае, когда в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, в силу ч. 11 ст. 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" <7>, коррелирующей с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 248-ФЗ.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Первая группа судебных дел данной категории характеризуется тем, что в федеральном законе о контрольно-надзорной деятельности установлены меры судебного административного понуждения, например в виде аннулирования лицензии, принудительного отзыва продукции, принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, а также предусмотрены основания для их применения, выражающиеся в неисполнении предписаний контрольно-надзорного органа в установленный срок. В свою очередь, в зависимости от особенностей урегулирования процессуального порядка разрешения данной группы судебных дел их можно поделить на два подвида: судебные дела, разрешаемые судом в установленном административно-процессуальном порядке, а также дела, разрешаемые судом по общим правилам искового или административного искового судопроизводства. Например, в соответствии с КАС РФ и АПК РФ в установленном приказном, упрощенном и особом процессуальном порядке, предусмотренном отдельной главой процессуального закона, разрешаются судебные дела о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ и гл. 26 АПК РФ), которые в полной мере отнесены законодателем к административным делам (в том числе дела, разрешаемые в порядке гл. 27, гл. 27.1, гл. 27.2 КАС РФ), а также к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22, гл. 26 АПК РФ). Судебные дела о принудительном исполнении предписаний, а именно о применении судебной меры административного понуждения, например в виде аннулирования лицензии, принудительного отзыва продукции, разрешаются по общим правилам искового судопроизводства, поскольку законодателем порядок его осуществления не выделен в отдельную главу процессуального закона. Например, в силу п. 4 ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <5> в случае неисполнения вновь выданного предписания в установленный в нем срок и когда мера предусмотрена законодательством, например дела по обращениям лицензирующих контрольно-надзорных органов в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии <6> в случае, когда в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, в силу ч. 11 ст. 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" <7>, коррелирующей с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 248-ФЗ.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.10-1. Неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о прекращении распространения новостной информации
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.10-1. Неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о прекращении распространения новостной информации
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Статья: Предписание органа государственного строительного надзора как мера административного пресечения
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Закон N 248-ФЗ содержит и иные нормы, имеющие отношение к рассматриваемой мере административного принуждения. Так, контрольный (надзорный) орган при неисполнении предписания в установленные сроки вправе принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении. Отдельно установлен срок обжалования предписания с момента получения его контролируемым лицом.
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Закон N 248-ФЗ содержит и иные нормы, имеющие отношение к рассматриваемой мере административного принуждения. Так, контрольный (надзорный) орган при неисполнении предписания в установленные сроки вправе принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении. Отдельно установлен срок обжалования предписания с момента получения его контролируемым лицом.
Статья: Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций <2>, которые в последующем были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" <3>). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но неисполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения <4>, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение) <5>; 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом не исполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования <6>.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций <2>, которые в последующем были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" <3>). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но неисполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения <4>, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение) <5>; 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом не исполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суды обращаются к принципу соразмерности (пропорциональности) и при разрешении споров об аннулировании лицензий. Так, в Определении от 26.10.2020 N 305-ЭС20-13862 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации дала оценку обоснованности заявления Рособрнадзора об аннулировании лицензии образовательной организации в связи с привлечением ее ректора к административной ответственности за неисполнение предписания надзорного органа, а также в связи с неисполнением образовательной организацией повторно выданного предписания. Несмотря на то что такие обстоятельства в силу ч. 8 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дают основание лицензирующему органу ставить перед судом вопрос об аннулировании лицензии образовательной организации, Судебная коллегия пришла к выводу, что суд при разрешении такого спора не вправе ограничиваться только проверкой формальной законности требования лицензирующего органа. Помимо этого, надлежит установить, действительно ли выявленных обстоятельств достаточно для применения столь строгой меры, влекущей невозможность дальнейшего осуществления лицензируемой деятельности, дать оценку существенности выявленных нарушений и соразмерности прекращения действия лицензии характеру нарушений (тяжести возможных или наступивших последствий), тем самым обеспечивая достижение баланса между частными интересами, связанными с продолжением ведения лицензируемой деятельности, и публичным интересом, связанным с реализацией целей лицензирования.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суды обращаются к принципу соразмерности (пропорциональности) и при разрешении споров об аннулировании лицензий. Так, в Определении от 26.10.2020 N 305-ЭС20-13862 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации дала оценку обоснованности заявления Рособрнадзора об аннулировании лицензии образовательной организации в связи с привлечением ее ректора к административной ответственности за неисполнение предписания надзорного органа, а также в связи с неисполнением образовательной организацией повторно выданного предписания. Несмотря на то что такие обстоятельства в силу ч. 8 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дают основание лицензирующему органу ставить перед судом вопрос об аннулировании лицензии образовательной организации, Судебная коллегия пришла к выводу, что суд при разрешении такого спора не вправе ограничиваться только проверкой формальной законности требования лицензирующего органа. Помимо этого, надлежит установить, действительно ли выявленных обстоятельств достаточно для применения столь строгой меры, влекущей невозможность дальнейшего осуществления лицензируемой деятельности, дать оценку существенности выявленных нарушений и соразмерности прекращения действия лицензии характеру нарушений (тяжести возможных или наступивших последствий), тем самым обеспечивая достижение баланса между частными интересами, связанными с продолжением ведения лицензируемой деятельности, и публичным интересом, связанным с реализацией целей лицензирования.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)3) неисполнение предписаний контрольно-надзорного органа, которое также влечет максимальный штраф в размере до 20 000 000 евро или до 4% от размера мировой годовой выручки за предыдущий фискальный год, в зависимости от того, что выше.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)3) неисполнение предписаний контрольно-надзорного органа, которое также влечет максимальный штраф в размере до 20 000 000 евро или до 4% от размера мировой годовой выручки за предыдущий фискальный год, в зависимости от того, что выше.
Статья: Предписания органов контроля (надзора)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 95 Закона о контроле в случае, если контрольным (надзорным) органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о контроле (об устранении выявленных нарушений обязательных требований), с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 95 Закона о контроле в случае, если контрольным (надзорным) органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о контроле (об устранении выявленных нарушений обязательных требований), с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Готовое решение: Как уволить педагогического работника
(КонсультантПлюс, 2025)необеспечение или ненадлежащее обеспечение безопасных условий обучения, воспитания и содержания обучающихся, присмотра и ухода за ними в соответствии с установленными нормами, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний);
(КонсультантПлюс, 2025)необеспечение или ненадлежащее обеспечение безопасных условий обучения, воспитания и содержания обучающихся, присмотра и ухода за ними в соответствии с установленными нормами, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний);
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Во-вторых, в диспозиции ст. 19.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение предписания органа контроля (надзора), искомое представление позиционируется как аналог предписания.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Во-вторых, в диспозиции ст. 19.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение предписания органа контроля (надзора), искомое представление позиционируется как аналог предписания.