Нарушение установленного порядка отбывания наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение установленного порядка отбывания наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 79 УК РФНарушение порядка отбывания наказания само по себе не является препятствием для применения УДО без учета его тяжести и характера, данных о погашении взыскания, прошедшего с момента нарушения времени, последующего поведения осужденного и т.п. >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 227.1 "Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении" КАС РФ"Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенные администрацией исправительного учреждения нарушения прав административного истца при реализации в отношении него процедуры привлечения к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания свидетельствуют о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности реализации цифровой трансформации в уголовно-исполнительной системе на современном этапе ее развития
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Сотрудники пенитенциарного ведомства с помощью анализа больших данных получают информацию для прогнозирования и автоматизации принятия решений в случае нарушения порядка отбывания наказания не только со стороны осужденных, отбывающих уголовные наказания, но и сотрудников администрации пенитенциарного учреждения и иных лиц, находящихся на режимной территории.
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)Сотрудники пенитенциарного ведомства с помощью анализа больших данных получают информацию для прогнозирования и автоматизации принятия решений в случае нарушения порядка отбывания наказания не только со стороны осужденных, отбывающих уголовные наказания, но и сотрудников администрации пенитенциарного учреждения и иных лиц, находящихся на режимной территории.
Статья: Особенности административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительных инспекций при производстве по делам об административных правонарушениях
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Контроль за данными лицами осуществляется сотрудниками УИИ по месту работы, а также по месту жительства. При постановке на учет осужденному инспекцией разъясняются обязанности, порядок отбывания наказания, ответственность за нарушения порядка отбывания наказания, о чем с осужденного берется подписка.
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Контроль за данными лицами осуществляется сотрудниками УИИ по месту работы, а также по месту жительства. При постановке на учет осужденному инспекцией разъясняются обязанности, порядок отбывания наказания, ответственность за нарушения порядка отбывания наказания, о чем с осужденного берется подписка.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы
(ред. от 07.04.2025)Статья 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы
Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ
(ред. от 10.01.2002)
"О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Статья 7. Установить, что осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, то есть после 1 июля 1997 года.
(ред. от 10.01.2002)
"О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Статья 7. Установить, что осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, то есть после 1 июля 1997 года.
Статья: Увеличение численности мигрантов на территории Российской Федерации как фактор, влияющий на оперативную обстановку в местах лишения свободы
(Глотов И.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Как отмечено выше, иностранцы в пенитенциарных учреждениях имеют практически идентичные права, свободы и обязанности с гражданами России. Как справедливо подметила Е.В. Храброва: "Невладение русским языком затрудняет ознакомление осужденных с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, мерами пожарной безопасности, ответственностью за нарушения установленного порядка отбывания наказания, применением аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, а также физической силы, специальных средств, оружия и т.д." <19>.
(Глотов И.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Как отмечено выше, иностранцы в пенитенциарных учреждениях имеют практически идентичные права, свободы и обязанности с гражданами России. Как справедливо подметила Е.В. Храброва: "Невладение русским языком затрудняет ознакомление осужденных с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, мерами пожарной безопасности, ответственностью за нарушения установленного порядка отбывания наказания, применением аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, а также физической силы, специальных средств, оружия и т.д." <19>.
Статья: Категория преступления исключительной тяжести
(Михаль О.А.)
("Современное право", 2022, N 10)Особое правовое последствие для преступлений исключительной тяжести, выходящих за пределы преступлений исключительной тяжести, состоит и в том, что в соответствии с ч. 5 ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденных злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит. Стоит ли при этом дополнительно напоминать, что для категории особо тяжких преступлений законодатель предусмотрел куда менее строгие условия для условно-досрочного освобождения?
(Михаль О.А.)
("Современное право", 2022, N 10)Особое правовое последствие для преступлений исключительной тяжести, выходящих за пределы преступлений исключительной тяжести, состоит и в том, что в соответствии с ч. 5 ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденных злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит. Стоит ли при этом дополнительно напоминать, что для категории особо тяжких преступлений законодатель предусмотрел куда менее строгие условия для условно-досрочного освобождения?
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)употребление спиртных напитков, либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения, установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)употребление спиртных напитков, либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения, установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Статья: Правовые аспекты регулирования конфликтов с участием осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы
(Широкова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Конфликт, возникая в местах изоляции от общества, как уже было сказано выше, часто сопровождается негативными последствиями от противоправных действий осужденных. Они могут выражаться в виде нарушений установленного порядка отбывания наказания, причинения материального ущерба, совершения административного правонарушения или преступления. Проверочные и процессуальные мероприятия по ним осуществляются на основании соответствующих норм законодательства.
(Широкова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Конфликт, возникая в местах изоляции от общества, как уже было сказано выше, часто сопровождается негативными последствиями от противоправных действий осужденных. Они могут выражаться в виде нарушений установленного порядка отбывания наказания, причинения материального ущерба, совершения административного правонарушения или преступления. Проверочные и процессуальные мероприятия по ним осуществляются на основании соответствующих норм законодательства.
Статья: Условно-досрочное освобождение осужденных к пожизненному лишению свободы
(Громов В.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)Есть мнение, что общество должно сосредотачиваться на реабилитации и ресоциализации осужденных, но есть опасения, что лица, освобожденные после многолетнего заключения, могут испытывать трудности в адаптации к обычной жизни. Важно еще раз отметить, что по российскому законодательству условно-досрочное освобождение от наказания в виде пожизненного лишения свободы возможно, если осужденный не нарушал порядок отбывания наказания в течение предыдущих трех лет. Существует ограничение: осужденные, отбывающие наказание в виде пожизненного заключения и совершившие новое тяжкое преступление, лишаются права на условно-досрочное освобождение. В случае отказа суда повторное представление может быть рассмотрено не ранее чем через три года после отказа, при условии отсутствия злостных нарушений за это время.
(Громов В.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)Есть мнение, что общество должно сосредотачиваться на реабилитации и ресоциализации осужденных, но есть опасения, что лица, освобожденные после многолетнего заключения, могут испытывать трудности в адаптации к обычной жизни. Важно еще раз отметить, что по российскому законодательству условно-досрочное освобождение от наказания в виде пожизненного лишения свободы возможно, если осужденный не нарушал порядок отбывания наказания в течение предыдущих трех лет. Существует ограничение: осужденные, отбывающие наказание в виде пожизненного заключения и совершившие новое тяжкое преступление, лишаются права на условно-досрочное освобождение. В случае отказа суда повторное представление может быть рассмотрено не ранее чем через три года после отказа, при условии отсутствия злостных нарушений за это время.
Статья: Современные проблемы инженерно-технического обеспечения безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы и пути их совершенствования
(Ковалев О.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)Указанные уровни оказывают непосредственное влияние на обеспечение безопасности, профилактику, пресечение и раскрытие пенитенциарных преступлений, нарушение правил распорядка дня и установленного порядка содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Так, в учреждениях, оснащенных ИТС на высоком уровне, отмечается стабильная оперативная обстановка, почти в два раза меньше фактов нарушений установленного порядка отбывания наказания.
(Ковалев О.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)Указанные уровни оказывают непосредственное влияние на обеспечение безопасности, профилактику, пресечение и раскрытие пенитенциарных преступлений, нарушение правил распорядка дня и установленного порядка содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Так, в учреждениях, оснащенных ИТС на высоком уровне, отмечается стабильная оперативная обстановка, почти в два раза меньше фактов нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Статья: Актуальные вопросы вручения прокурором обвинительного заключения
(Багаутдинов Ф.Н., Халиков И.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 4)Напомним вкратце обстоятельства уголовного дела <1>. Законопослушный гражданин, примерный семьянин и заботливый отец Р. вдруг в середине марта 2020 г. узнал, что его разыскивают сотрудники уголовно-исполнительной инспекции Волжского района г. Саратова. Представители инспекции сообщили, что он якобы был осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ и получил условный срок. Не обнаружив "преступника" по месту регистрации (на тот момент Р. работал в Подмосковье, чтобы прокормить семью), они сочли это нарушением порядка отбывания наказания.
(Багаутдинов Ф.Н., Халиков И.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 4)Напомним вкратце обстоятельства уголовного дела <1>. Законопослушный гражданин, примерный семьянин и заботливый отец Р. вдруг в середине марта 2020 г. узнал, что его разыскивают сотрудники уголовно-исполнительной инспекции Волжского района г. Саратова. Представители инспекции сообщили, что он якобы был осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ и получил условный срок. Не обнаружив "преступника" по месту регистрации (на тот момент Р. работал в Подмосковье, чтобы прокормить семью), они сочли это нарушением порядка отбывания наказания.
Статья: Гарантии реализации права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного преступлением, закрепленные в уголовном законодательстве стран СНГ
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)В Казахстане применяется дифференцированный подход к условно-досрочному освобождению в зависимости от возмещения (или невозмещения) вреда, причиненного преступлением. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 72 УК Казахстана лицо, отбывающее наказание в виде ограничения или лишения свободы, после фактического отбытия установленных законом сроков может быть освобождено судом условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания. Однако если при фактическом отбытии тех же сроков осужденный полностью возместил ущерб, причиненный преступлением, и у него отсутствуют злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, он подлежит обязательному условно-досрочному освобождению. Такой весьма разумный подход стимулирует осужденного к полному возмещению вреда, причиненного преступлением, в чем заинтересован не только потерпевший, но и государство.
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)В Казахстане применяется дифференцированный подход к условно-досрочному освобождению в зависимости от возмещения (или невозмещения) вреда, причиненного преступлением. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 72 УК Казахстана лицо, отбывающее наказание в виде ограничения или лишения свободы, после фактического отбытия установленных законом сроков может быть освобождено судом условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания. Однако если при фактическом отбытии тех же сроков осужденный полностью возместил ущерб, причиненный преступлением, и у него отсутствуют злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, он подлежит обязательному условно-досрочному освобождению. Такой весьма разумный подход стимулирует осужденного к полному возмещению вреда, причиненного преступлением, в чем заинтересован не только потерпевший, но и государство.
Статья: Административно-правовые режимы функционирования структурных подразделений исправительного учреждения
(Чорный В.Н., Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 84 УИК РФ) нормативно закрепляет задачи оперативно-разыскной деятельности в исправительных учреждениях и определяет, что в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <6> (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ) к ним относятся: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Вместе с тем, несмотря на то что основными нормативными актами, регулирующими проведение оперативных мероприятий в исправительных учреждениях, являются Федеральный закон N 144-ФЗ и принятые в его развитие ведомственные нормативные акты, это не формирует полноценную правовую основу АПР деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений. Поскольку в ИУ оперативные аппараты решают не только задачи, определенные в Федеральном законе N 144-ФЗ, на их сотрудников также возлагается решение иных задач, связанных с исполнением уголовных наказаний.
(Чорный В.Н., Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 84 УИК РФ) нормативно закрепляет задачи оперативно-разыскной деятельности в исправительных учреждениях и определяет, что в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <6> (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ) к ним относятся: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Вместе с тем, несмотря на то что основными нормативными актами, регулирующими проведение оперативных мероприятий в исправительных учреждениях, являются Федеральный закон N 144-ФЗ и принятые в его развитие ведомственные нормативные акты, это не формирует полноценную правовую основу АПР деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений. Поскольку в ИУ оперативные аппараты решают не только задачи, определенные в Федеральном законе N 144-ФЗ, на их сотрудников также возлагается решение иных задач, связанных с исполнением уголовных наказаний.
Статья: Объявление официального предостережения в условиях УИС: проблемные вопросы законодательного регулирования
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Очередным проблемным вопросом представляется название ст. 20 Закона об основах системы профилактики правонарушений "Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения". Соглашаясь с позицией В.В. Крамского, Р.Б. Осокина и Ю.В. Трунцевского <12>, мы признаем обоснованным и необходимым дополнение названия статьи словом "(бездействия)", поскольку пассивное поведение личности также может способствовать совершению правонарушений. В условиях мест лишения свободы такое поведение, как правило, характерно для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые, придерживаясь норм и традиций криминальной субкультуры, неохотно идут на контакт с представителями администрации учреждения. К сожалению, нередкими являются ситуации, когда осужденному становится известно о готовящемся преступлении (например, побеге), но он предпочитает не сообщать эту информацию сотрудникам учреждения, чтобы не нажить себе проблем. Другими примерами пассивного поведения осужденного могут стать ситуации, когда он стал очевидцем какого-то преступления либо ему стало известно о преступлении, которое было совершено, также это может быть осведомленность о готовящихся или совершенных нарушениях установленного порядка отбывания наказания, суицидах и т.п. Такое пассивное поведение, при всей его деструктивности, не влечет административной, дисциплинарной или уголовной ответственности. Исключением является состав преступления, предусмотренный ст. 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации <13>, в соответствии с которой несообщение о преступлении может порождать уголовную ответственность в случае, если речь идет о преступлениях преимущественно террористического характера, перечень которых установлен указанной статьей. Важно понимать, что формулировка диспозиции ст. 205.6 предполагает наступление ответственности за несообщение сведений только о лице, причастном к определенному преступлению. Если же человек обладает сведениями о подготавливающемся, совершающемся или совершенном преступлении, указанном в данной статье, и скрывает их от органов правосудия, такое поведение не охватывается диспозицией статьи и не является противоправным. Изложенное подчеркивает обоснованность и целесообразность корректировки названия ст. 20 Закона об основах системы профилактики правонарушений и представления ее в следующем виде: "Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий (бездействия), создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения".
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Очередным проблемным вопросом представляется название ст. 20 Закона об основах системы профилактики правонарушений "Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения". Соглашаясь с позицией В.В. Крамского, Р.Б. Осокина и Ю.В. Трунцевского <12>, мы признаем обоснованным и необходимым дополнение названия статьи словом "(бездействия)", поскольку пассивное поведение личности также может способствовать совершению правонарушений. В условиях мест лишения свободы такое поведение, как правило, характерно для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые, придерживаясь норм и традиций криминальной субкультуры, неохотно идут на контакт с представителями администрации учреждения. К сожалению, нередкими являются ситуации, когда осужденному становится известно о готовящемся преступлении (например, побеге), но он предпочитает не сообщать эту информацию сотрудникам учреждения, чтобы не нажить себе проблем. Другими примерами пассивного поведения осужденного могут стать ситуации, когда он стал очевидцем какого-то преступления либо ему стало известно о преступлении, которое было совершено, также это может быть осведомленность о готовящихся или совершенных нарушениях установленного порядка отбывания наказания, суицидах и т.п. Такое пассивное поведение, при всей его деструктивности, не влечет административной, дисциплинарной или уголовной ответственности. Исключением является состав преступления, предусмотренный ст. 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации <13>, в соответствии с которой несообщение о преступлении может порождать уголовную ответственность в случае, если речь идет о преступлениях преимущественно террористического характера, перечень которых установлен указанной статьей. Важно понимать, что формулировка диспозиции ст. 205.6 предполагает наступление ответственности за несообщение сведений только о лице, причастном к определенному преступлению. Если же человек обладает сведениями о подготавливающемся, совершающемся или совершенном преступлении, указанном в данной статье, и скрывает их от органов правосудия, такое поведение не охватывается диспозицией статьи и не является противоправным. Изложенное подчеркивает обоснованность и целесообразность корректировки названия ст. 20 Закона об основах системы профилактики правонарушений и представления ее в следующем виде: "Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий (бездействия), создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения".