Межведомственные комиссии по легализации заработной платы
Подборка наиболее важных документов по запросу Межведомственные комиссии по легализации заработной платы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Неофициальная занятость также является "вызовом" для государственных органов: сопряженная с неоформленными трудовыми отношениями с наемными работниками, выплатой "серой" заработной платы и пр., такая занятость приводит к недополучению налогов и страховых взносов <1>. Активная большая работа в отношении неофициальной занятости проводилась в нашей стране с 2014 г. По итогам совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец были даны соответствующие поручения высшим должностным лицам субъектов РФ и Федеральной службе по труду и занятости (Роструду) (Протокол N ОГ-П12-275пр от 9 октября 2014 г., раздел II) <2>. В целях их исполнения Рострудом было проведено селекторное совещание (Протокол N 54ВЛ от 18 декабря 2014 г.) по организации в субъектах РФ соответствующей работы <3>. Официально (на уровне документации, отчетности и пр.) цель данной работы была обозначена как снижение неформальной занятости, под которой при этом понималась неофициальная (неоформленная) занятость. По сути, как следует из содержания проводимой работы, она была направлена на легализацию неофициальной занятости, расширение сферы официальной занятости для повышения собираемости обязательных платежей и сборов. Была организована масштабная работа для достижения данной цели. В субъектах РФ были созданы межведомственные комиссии для осуществления координации и мониторинга, а также рабочие группы (в муниципальных образованиях) по снижению неформальной (неофициальной) занятости, легализации "серой" заработной платы и повышению собираемости страховых взносов <4>. Между Рострудом и высшими органами исполнительной власти субъектов были заключены соглашения о реализации мер по снижению неформальной (неофициальной) занятости <5>. В регионах были подготовлены планы комплекса соответствующих мероприятий, включающих административно-организационные мероприятия, мероприятия по снижению неформальной (неофициальной) занятости, совершенствованию нормативной правовой базы, информационно-разъяснительные мероприятия, мониторинг эффективности реализуемых мероприятий <6>. Для мониторинга результатов проводимых мероприятий Рострудом были разработаны показатели, установлена форма отчетности, создана специальная система сбора и обработки данных мониторинга <7>.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Неофициальная занятость также является "вызовом" для государственных органов: сопряженная с неоформленными трудовыми отношениями с наемными работниками, выплатой "серой" заработной платы и пр., такая занятость приводит к недополучению налогов и страховых взносов <1>. Активная большая работа в отношении неофициальной занятости проводилась в нашей стране с 2014 г. По итогам совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец были даны соответствующие поручения высшим должностным лицам субъектов РФ и Федеральной службе по труду и занятости (Роструду) (Протокол N ОГ-П12-275пр от 9 октября 2014 г., раздел II) <2>. В целях их исполнения Рострудом было проведено селекторное совещание (Протокол N 54ВЛ от 18 декабря 2014 г.) по организации в субъектах РФ соответствующей работы <3>. Официально (на уровне документации, отчетности и пр.) цель данной работы была обозначена как снижение неформальной занятости, под которой при этом понималась неофициальная (неоформленная) занятость. По сути, как следует из содержания проводимой работы, она была направлена на легализацию неофициальной занятости, расширение сферы официальной занятости для повышения собираемости обязательных платежей и сборов. Была организована масштабная работа для достижения данной цели. В субъектах РФ были созданы межведомственные комиссии для осуществления координации и мониторинга, а также рабочие группы (в муниципальных образованиях) по снижению неформальной (неофициальной) занятости, легализации "серой" заработной платы и повышению собираемости страховых взносов <4>. Между Рострудом и высшими органами исполнительной власти субъектов были заключены соглашения о реализации мер по снижению неформальной (неофициальной) занятости <5>. В регионах были подготовлены планы комплекса соответствующих мероприятий, включающих административно-организационные мероприятия, мероприятия по снижению неформальной (неофициальной) занятости, совершенствованию нормативной правовой базы, информационно-разъяснительные мероприятия, мониторинг эффективности реализуемых мероприятий <6>. Для мониторинга результатов проводимых мероприятий Рострудом были разработаны показатели, установлена форма отчетности, создана специальная система сбора и обработки данных мониторинга <7>.
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Определение объема "теневых" или "конвертных" зарплат, легализуемых с помощью Закона N 422-ФЗ, еще требует дальнейших статистических исследований. Тем не менее Правительство РФ уже предпринимает меры по купированию и минимизации негативных последствий этого явления для экономики. 3 мая 2024 г. оно приняло Постановление N 571 "Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости". Пункт 13 этого документа дает таким комиссиям право рассматривать на своих заседаниях ситуации с "подменой трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями, в том числе при взаимодействии с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <18>. Такие межведомственные комиссии должны быть постоянно действующими, а в их состав входить представители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, общественных объединений работодателей и профсоюзов.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Определение объема "теневых" или "конвертных" зарплат, легализуемых с помощью Закона N 422-ФЗ, еще требует дальнейших статистических исследований. Тем не менее Правительство РФ уже предпринимает меры по купированию и минимизации негативных последствий этого явления для экономики. 3 мая 2024 г. оно приняло Постановление N 571 "Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости". Пункт 13 этого документа дает таким комиссиям право рассматривать на своих заседаниях ситуации с "подменой трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями, в том числе при взаимодействии с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <18>. Такие межведомственные комиссии должны быть постоянно действующими, а в их состав входить представители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, общественных объединений работодателей и профсоюзов.
Нормативные акты
"Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"Легализация трудоустройства и заработной платы существенно зависит от взаимодействия местных властей и предпринимателей. В городских округах и муниципальных районах необходимо создание межведомственных комиссий по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости. При формировании указанных комиссий необходимо включение в их состав представителей налоговых органов, органов Пенсионного фонда Российской Федерации, правоохранительных органов, действующих на территории муниципального образования.
Интервью: Т.А. Пыхтина: "Для всех должно быть очевидным: уход от уплаты налогов не останется безнаказанным"
("Российский налоговый курьер", 2007, N 21)Персональное заслушивание руководителей проблемных организаций на комиссиях различного уровня в Москве стало действенным инструментом налогового администрирования. Непосредственно комиссией налогового управления, Межведомственной комиссией правительства Москвы и рабочими группами окружных префектур только за I полугодие заслушано 492 крупные организации, относящиеся к категории убыточных и низкозарплатных. Тысячи руководителей столичных организаций заслушаны налоговыми инспекциями: по легализации оплаты труда - более 21 тыс., по обоснованности налоговых убытков - 7 тыс. Плательщикам направлено свыше 40 тыс. письменных обращений по вопросам обеспечения достоверности налоговой отчетности по налогу на прибыль и ЕСН.
("Российский налоговый курьер", 2007, N 21)Персональное заслушивание руководителей проблемных организаций на комиссиях различного уровня в Москве стало действенным инструментом налогового администрирования. Непосредственно комиссией налогового управления, Межведомственной комиссией правительства Москвы и рабочими группами окружных префектур только за I полугодие заслушано 492 крупные организации, относящиеся к категории убыточных и низкозарплатных. Тысячи руководителей столичных организаций заслушаны налоговыми инспекциями: по легализации оплаты труда - более 21 тыс., по обоснованности налоговых убытков - 7 тыс. Плательщикам направлено свыше 40 тыс. письменных обращений по вопросам обеспечения достоверности налоговой отчетности по налогу на прибыль и ЕСН.
Статья: Принципы реформирования ЕСН, которые позволят избавиться от "черных" зарплат
(Казаков А.А.)
("Налоги" (газета), 2008, N 36)Столичные налоговики в свою очередь составили новый список компаний, руководство которых инспекторы пригласят на заседание межведомственных комиссий по легализации зарплат. В него вошли 11500 работодателей, выплачивающих сотрудникам зарплату менее 5795 руб. в месяц (прожиточный минимум трудоспособного москвича в третьем квартале 2006 г.) <2>.
(Казаков А.А.)
("Налоги" (газета), 2008, N 36)Столичные налоговики в свою очередь составили новый список компаний, руководство которых инспекторы пригласят на заседание межведомственных комиссий по легализации зарплат. В него вошли 11500 работодателей, выплачивающих сотрудникам зарплату менее 5795 руб. в месяц (прожиточный минимум трудоспособного москвича в третьем квартале 2006 г.) <2>.
Статья: Какого цвета ваша зарплата?
(Чеботарев М.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 38)Как Вы оцениваете деятельность межведомственных комиссий по легализации зарплат?
(Чеботарев М.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 38)Как Вы оцениваете деятельность межведомственных комиссий по легализации зарплат?
Статья: Новости от 20.09.2006
("Малая бухгалтерия", 2006, N 5)По информации руководителя Роструда М. Топилина власти намерены организовать региональную сеть межведомственных комиссий по легализации "серых" зарплат, в состав которых войдут специалисты из ФНС России, Роструда, социальных фондов, региональных управлений по налоговым преступлениям УВД и прокуратуры.
("Малая бухгалтерия", 2006, N 5)По информации руководителя Роструда М. Топилина власти намерены организовать региональную сеть межведомственных комиссий по легализации "серых" зарплат, в состав которых войдут специалисты из ФНС России, Роструда, социальных фондов, региональных управлений по налоговым преступлениям УВД и прокуратуры.
Статья: Привлечение руководителя к ответственности по п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ: практика 2019 года
(Зобова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 9)Из материалов дела следует, что уведомлением о вызове в налоговый орган налогоплательщика руководитель ООО Н. была приглашена на заседание межведомственной комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам при межрайонной ИФНС г. Перми для дачи пояснений по вопросу выплаты заработной платы ниже уровня среднеотраслевой и ниже минимального размера оплаты труда в Пермском крае. Данное уведомление было направлено по телекоммуникационным каналам связи руководителю ООО и было получено адресатом согласно квитанции о получении электронного документа.
(Зобова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 9)Из материалов дела следует, что уведомлением о вызове в налоговый орган налогоплательщика руководитель ООО Н. была приглашена на заседание межведомственной комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам при межрайонной ИФНС г. Перми для дачи пояснений по вопросу выплаты заработной платы ниже уровня среднеотраслевой и ниже минимального размера оплаты труда в Пермском крае. Данное уведомление было направлено по телекоммуникационным каналам связи руководителю ООО и было получено адресатом согласно квитанции о получении электронного документа.
Статья: События, факты, перспективы от 07.09.2006
("Налоговые споры", 2006, N 10)Это и другие судебные решения, принятые, кстати, еще в прошлом году, могут стать серьезным подспорьем для чиновников в борьбе за легализацию зарплат. Ведь практически во всех регионах действуют межведомственные комиссии, которые проводят собеседования со всеми предпринимателями, платящими зарплату ниже прожиточного минимума. И к тем, кто не увеличивает оклады, применяют различные санкции.
("Налоговые споры", 2006, N 10)Это и другие судебные решения, принятые, кстати, еще в прошлом году, могут стать серьезным подспорьем для чиновников в борьбе за легализацию зарплат. Ведь практически во всех регионах действуют межведомственные комиссии, которые проводят собеседования со всеми предпринимателями, платящими зарплату ниже прожиточного минимума. И к тем, кто не увеличивает оклады, применяют различные санкции.
Статья: ФНС раскрыла карты, или О работе комиссий по легализации налоговой базы
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 9)В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации "теневой" заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица <4>.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 9)В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации "теневой" заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица <4>.
Интервью: Рано спать спокойно - надо заполнять декларацию
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 14)В частности, в субъектах Российской Федерации при органах исполнительной власти (в том числе при главах администраций), а также в большинстве муниципальных образований созданы межведомственные комиссии (координационные советы, рабочие группы), основными направлениями деятельности которых являются: доведение выплаты заработной платы до прожиточного уровня, легализация "теневой" заработной платы и обеспечение поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Основным инструментом в данной работе является и анализ оплаты труда на территориях, и проведение разъяснительной работы о влиянии размера официально выплачиваемой зарплаты на пенсионное обеспечение в будущем.
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 14)В частности, в субъектах Российской Федерации при органах исполнительной власти (в том числе при главах администраций), а также в большинстве муниципальных образований созданы межведомственные комиссии (координационные советы, рабочие группы), основными направлениями деятельности которых являются: доведение выплаты заработной платы до прожиточного уровня, легализация "теневой" заработной платы и обеспечение поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Основным инструментом в данной работе является и анализ оплаты труда на территориях, и проведение разъяснительной работы о влиянии размера официально выплачиваемой зарплаты на пенсионное обеспечение в будущем.
Статья: О практике прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на своевременную оплату труда на территории Дальневосточного федерального округа
(Карпачева С.А.)
("Прокурор", 2016, N 4)Осуществляется взаимодействие с созданными в муниципальных образованиях рабочими группами, межведомственными комиссиями по снижению неформальной занятости, легализации неучтенной заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.
(Карпачева С.А.)
("Прокурор", 2016, N 4)Осуществляется взаимодействие с созданными в муниципальных образованиях рабочими группами, межведомственными комиссиями по снижению неформальной занятости, легализации неучтенной заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.
Статья: Повышение зарплаты в судебном порядке
(Тимофеев С.)
("Московский бухгалтер", 2008, N 18)В свою очередь налоговыми органами постоянно проводятся мероприятия, направленные на пресечение подобной практики. Сначала в личной беседе на собрании по заработной плате инспектор предлагает руководителю организации не скрывать истинные оклады своих подчиненных. Впоследствии к особо бережливым и непонятливым предпринимателям являются представители межведомственных комиссий по легализации зарплат или проводятся выездные налоговые проверки. По результатам таких ревизий чаще всего выносятся решения о доначислении налогов и привлечении нарушителей к ответственности в виде штрафов. Подобных мер бывает достаточно для того, чтобы вразумить незадачливых "уклонистов".
(Тимофеев С.)
("Московский бухгалтер", 2008, N 18)В свою очередь налоговыми органами постоянно проводятся мероприятия, направленные на пресечение подобной практики. Сначала в личной беседе на собрании по заработной плате инспектор предлагает руководителю организации не скрывать истинные оклады своих подчиненных. Впоследствии к особо бережливым и непонятливым предпринимателям являются представители межведомственных комиссий по легализации зарплат или проводятся выездные налоговые проверки. По результатам таких ревизий чаще всего выносятся решения о доначислении налогов и привлечении нарушителей к ответственности в виде штрафов. Подобных мер бывает достаточно для того, чтобы вразумить незадачливых "уклонистов".