Материальная ответственность муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальная ответственность муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подход к классификации видов юридической ответственности
(Шилехин К.Е.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Полагаем, что использование комплексных, многосоставных оснований деления юридической ответственности является недопустимым, поскольку нарушает одно из правил формальной логики: "Деление должно производиться по одному основанию" [15, с. 45]. Поэтому если в основу деления содержания понятия положить критерии наличия кодифицированного нормативного правового акта, то в результате мы получим уголовную, административную, гражданско-правовую, налоговую, бюджетную, материальную и дисциплинарную ответственности. При этом за рамками классификации останутся ответственность государственных и муниципальных служащих, не кодифицированная в настоящее время и урегулированная отдельными законодательными актами, а также конституционно-правовая ответственность. Таким образом, предложенный критерий является неудачным, его практическое использование не позволяет произвести соразмерное деление объема исследуемого понятия.
(Шилехин К.Е.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Полагаем, что использование комплексных, многосоставных оснований деления юридической ответственности является недопустимым, поскольку нарушает одно из правил формальной логики: "Деление должно производиться по одному основанию" [15, с. 45]. Поэтому если в основу деления содержания понятия положить критерии наличия кодифицированного нормативного правового акта, то в результате мы получим уголовную, административную, гражданско-правовую, налоговую, бюджетную, материальную и дисциплинарную ответственности. При этом за рамками классификации останутся ответственность государственных и муниципальных служащих, не кодифицированная в настоящее время и урегулированная отдельными законодательными актами, а также конституционно-правовая ответственность. Таким образом, предложенный критерий является неудачным, его практическое использование не позволяет произвести соразмерное деление объема исследуемого понятия.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. Меры административного принуждения применяются административно-публичными субъектами только в процессе их внешней административной правоприменительной деятельности и в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении (зависимости) физических лиц и организаций. В этой связи не могут признаваться мерами административного принуждения принудительные меры, применяемые руководителями административно-публичных органов и иных органов публичной власти (их подразделений) в отношении подчиненных им по службе государственных и муниципальных служащих, связанные с привлечением последних к дисциплинарной и материальной ответственности (отстранение от исполнения служебных обязанностей, наложение дисциплинарного взыскания). Такие меры совершенно обоснованно квалифицированы Д.Н. Бахрахом в качестве мер дисциплинарного принуждения <1>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. Меры административного принуждения применяются административно-публичными субъектами только в процессе их внешней административной правоприменительной деятельности и в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении (зависимости) физических лиц и организаций. В этой связи не могут признаваться мерами административного принуждения принудительные меры, применяемые руководителями административно-публичных органов и иных органов публичной власти (их подразделений) в отношении подчиненных им по службе государственных и муниципальных служащих, связанные с привлечением последних к дисциплинарной и материальной ответственности (отстранение от исполнения служебных обязанностей, наложение дисциплинарного взыскания). Такие меры совершенно обоснованно квалифицированы Д.Н. Бахрахом в качестве мер дисциплинарного принуждения <1>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.020.130 Материальная ответственность работников за
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.020.130 Материальная ответственность работников за
Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236
"Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449)приема-передачи, составленные при смене руководителя организации, должностных, ответственных и материально ответственных лиц организации
"Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449)приема-передачи, составленные при смене руководителя организации, должностных, ответственных и материально ответственных лиц организации
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Во-вторых, в части, касающейся материально-правовых аспектов дисциплинарной ответственности, нужно отметить, что ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ предусматривает исчерпывающий перечень из 6 оснований для увольнения служащего в связи с утратой доверия. Однако насколько этот перечень соответствует нормам федерального законодательства о противодействии коррупции?
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Во-вторых, в части, касающейся материально-правовых аспектов дисциплинарной ответственности, нужно отметить, что ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ предусматривает исчерпывающий перечень из 6 оснований для увольнения служащего в связи с утратой доверия. Однако насколько этот перечень соответствует нормам федерального законодательства о противодействии коррупции?
Статья: Виды юридической ответственности за спортивные правонарушения
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 7)4. Алистархов В. Когда наступает коллективная материальная ответственность // Трудовое право. 2014. N 2.
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 7)4. Алистархов В. Когда наступает коллективная материальная ответственность // Трудовое право. 2014. N 2.
Статья: Наделение военнослужащего статусом материально ответственного лица: порядок и правовые последствия
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Как уже отмечалось выше, согласно п. 39 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации материально ответственное лицо после принятия материальных ценностей для хранения (эксплуатации) должно оприходовать их не позднее следующего дня в соответствующих регистрах учета. В свою очередь, принятие материальных ценностей материально ответственным лицом осуществляется на основании требования-накладной (форма 0504204) <12>. Данный документ составляется материально ответственным лицом структурного подразделения - отправителя, передающего материальные ценности подразделению-получателю или другому материально ответственному лицу, в двух экземплярах, один из которых служит основанием для передачи ценностей, а второй - для их принятия. Они подписываются материально ответственными лицами и сдаются в соответствующие службы (бухгалтерию) для учета движения материальных ценностей.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Как уже отмечалось выше, согласно п. 39 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации материально ответственное лицо после принятия материальных ценностей для хранения (эксплуатации) должно оприходовать их не позднее следующего дня в соответствующих регистрах учета. В свою очередь, принятие материальных ценностей материально ответственным лицом осуществляется на основании требования-накладной (форма 0504204) <12>. Данный документ составляется материально ответственным лицом структурного подразделения - отправителя, передающего материальные ценности подразделению-получателю или другому материально ответственному лицу, в двух экземплярах, один из которых служит основанием для передачи ценностей, а второй - для их принятия. Они подписываются материально ответственными лицами и сдаются в соответствующие службы (бухгалтерию) для учета движения материальных ценностей.
Статья: О регрессной ответственности служащих
(Ершов О.Г., Жданова А.Н.)
("Российский судья", 2021, N 8)В-третьих, при необходимости разграничения регрессной и материальной ответственности, полагаем, нужно обращать внимание на то, какие и чьи права нарушает служащий. Если речь идет о материальной ответственности, то нарушаются, как правило, абсолютные вещные права нанимателя, с которым у служащего заключен контракт о прохождении службы, на распределенное государственное или муниципальное имущество, которое находится в оперативном управлении. При регрессной ответственности служащий предварительно своими действиями должен причинить вред казне, т.е. нарушить абсолютное право публично-правового образования на средства соответствующего бюджета - имущество, не закрепленное за органом исполнительной власти или созданным им учреждением и являющееся нераспределенной публичной собственностью. Именно произведенные на основании решения суда выплаты из соответствующего бюджета по причине установленного судом факта причинения служащим вреда третьим лицам и должны рассматриваться в качестве юридического факта, который приводит в действие правовой механизм возложения мер ответственности.
(Ершов О.Г., Жданова А.Н.)
("Российский судья", 2021, N 8)В-третьих, при необходимости разграничения регрессной и материальной ответственности, полагаем, нужно обращать внимание на то, какие и чьи права нарушает служащий. Если речь идет о материальной ответственности, то нарушаются, как правило, абсолютные вещные права нанимателя, с которым у служащего заключен контракт о прохождении службы, на распределенное государственное или муниципальное имущество, которое находится в оперативном управлении. При регрессной ответственности служащий предварительно своими действиями должен причинить вред казне, т.е. нарушить абсолютное право публично-правового образования на средства соответствующего бюджета - имущество, не закрепленное за органом исполнительной власти или созданным им учреждением и являющееся нераспределенной публичной собственностью. Именно произведенные на основании решения суда выплаты из соответствующего бюджета по причине установленного судом факта причинения служащим вреда третьим лицам и должны рассматриваться в качестве юридического факта, который приводит в действие правовой механизм возложения мер ответственности.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, служит основанием для привлечения руководителей и иных должностных лиц организации, работодателей - физических лиц к ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, уголовной).
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, служит основанием для привлечения руководителей и иных должностных лиц организации, работодателей - физических лиц к ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, уголовной).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. Комментируемая статья посвящена праву на компенсацию. В соответствии с ч. 1 данной статьи граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд общей юрисдикции, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном комментируемым Законом и процессуальным законодательством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. Комментируемая статья посвящена праву на компенсацию. В соответствии с ч. 1 данной статьи граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд общей юрисдикции, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном комментируемым Законом и процессуальным законодательством РФ.