Лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Должностное лицо, ИП, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо нарушение ее условий и (или) требований технического проекта
(КонсультантПлюс, 2025)производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Как следует из положений статей 10, 11, 16, 18 Закона о недрах, предоставление недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Описание ситуации: Предприятие имеет лицензию на добычу полезного общераспространенного ископаемого (известняк).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Описание ситуации: Предприятие имеет лицензию на добычу полезного общераспространенного ископаемого (известняк).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Недропользователь возражал против удовлетворения иска, поскольку лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых выданы ранее установления границ водоохранной зоны озера Байкал.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Недропользователь возражал против удовлетворения иска, поскольку лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых выданы ранее установления границ водоохранной зоны озера Байкал.
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 настоящего Закона, осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для размещения углекислого газа (за исключением подземных сооружений для захоронения отходов производства и потребления I - V классов опасности), в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 настоящего Закона, осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для размещения углекислого газа (за исключением подземных сооружений для захоронения отходов производства и потребления I - V классов опасности), в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Такой расчет позволяет определить стоимость комплекса земельных участков, необходимых для разработки полезных ископаемых в соответствии с лицензионным соглашением (или не требующим лицензии в случае добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд). Однако он предполагает прогнозирование значительного числа показателей на длительные сроки, поэтому имеет большую неопределенность.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Такой расчет позволяет определить стоимость комплекса земельных участков, необходимых для разработки полезных ископаемых в соответствии с лицензионным соглашением (или не требующим лицензии в случае добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд). Однако он предполагает прогнозирование значительного числа показателей на длительные сроки, поэтому имеет большую неопределенность.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)<7> Актуальные вопросы нормативного правового регулирования порядка выдачи лицензий на пользование недрами (для добычи общераспространенных полезных ископаемых при строительстве линейных объектов): рекомендации по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ // http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/105199/ (дата обращения: 13.11.2024).
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)<7> Актуальные вопросы нормативного правового регулирования порядка выдачи лицензий на пользование недрами (для добычи общераспространенных полезных ископаемых при строительстве линейных объектов): рекомендации по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ // http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/105199/ (дата обращения: 13.11.2024).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в том числе лицензии на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в том числе лицензии на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Не случайно в проекте федерального закона N 1029441-7 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2020) предлагалось отнести производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих общераспространенные полезные ископаемые для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам и осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых без лицензии.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Не случайно в проекте федерального закона N 1029441-7 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2020) предлагалось отнести производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих общераспространенные полезные ископаемые для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам и осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых без лицензии.