Конституционный суд экономическая целесообразность
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный суд экономическая целесообразность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 71 Конституции РФ"Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что по смыслу статей 57, 71 Конституции Российской Федерации нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования данных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 10-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 939-О-О)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 71 Конституции РФ"По смыслу статей 57, 71 (пункт "з") и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования данных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года N 10-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 939-О-О). Как следует из ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 31 мая 2018 года N 22-П, от 15 февраля 2019 года N 10-П, от 6 июня 2019 года N 22-П и др.), налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления налога. Налоговый закон в его экономических основаниях может быть ориентирован на разные характеристики облагаемых объектов и обстоятельств хозяйственной деятельности (Постановление от 12 ноября 2020 года N 46-П)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничение исполнительского иммунитета в банкротстве
(Саликов М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Границы экономической целесообразности КС РФ также не определены, что свидетельствует о возможной широте судейского усмотрения (что довольно хорошо), а Верховный Суд Российской Федерации использует в качестве границы формулировку "требования кредиторов должны быть существенно погашены".
(Саликов М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Границы экономической целесообразности КС РФ также не определены, что свидетельствует о возможной широте судейского усмотрения (что довольно хорошо), а Верховный Суд Российской Федерации использует в качестве границы формулировку "требования кредиторов должны быть существенно погашены".
Статья: К вопросу определения экономической целесообразности в корпоративных спорах
(Суслин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 11)Приведенная позиция Конституционного Суда РФ является актуальной и по сей день активно используется арбитражными судами как в вопросе разрешения споров между хозяйствующими субъектами с налоговой инспекцией <5>, так и по спорам о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности <6>. При этом подход Конституционного Суда РФ о недопустимости исследования экономической целесообразности часто используется арбитражными судами, когда речь идет об установлении вопроса обоснованности расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, а в случае с КДЛ применяется в связке с исследованием вопроса об основаниях для его привлечения к субсидиарной ответственности.
(Суслин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 11)Приведенная позиция Конституционного Суда РФ является актуальной и по сей день активно используется арбитражными судами как в вопросе разрешения споров между хозяйствующими субъектами с налоговой инспекцией <5>, так и по спорам о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности <6>. При этом подход Конституционного Суда РФ о недопустимости исследования экономической целесообразности часто используется арбитражными судами, когда речь идет об установлении вопроса обоснованности расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, а в случае с КДЛ применяется в связке с исследованием вопроса об основаниях для его привлечения к субсидиарной ответственности.
Статья: Судебная оценка экономических характеристик при разрешении корпоративных, обязательственных и банкротных споров
(Ефимов А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Суд как правоприменительный орган прежде всего решает вопросы права. Из этого обычно делается вывод, что суд не компетентен исследовать сами экономические процессы и давать им оценку на предмет обоснованности. Как указывает Конституционный Суд РФ, "судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов" <1>.
(Ефимов А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Суд как правоприменительный орган прежде всего решает вопросы права. Из этого обычно делается вывод, что суд не компетентен исследовать сами экономические процессы и давать им оценку на предмет обоснованности. Как указывает Конституционный Суд РФ, "судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов" <1>.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Вопросы, связанные с допустимостью включения тех или иных затрат в состав расходов, а также пределы проверки правоприменительными органами связи таких расходов с деятельностью организации по извлечению прибыли и их экономической целесообразности неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Определения от 4 июня 2007 г. N 320-О-П, от 4 июня 2007 г. N 366-О-П, от 16 декабря 2008 г. N 1072-О-О, от 1 октября 2009 г. N 1270-О-О и от 1 декабря 2009 г. N 1553-О-П). Конституционный Суд РФ указывал, что обоснованными или экономически оправданными расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Вопросы, связанные с допустимостью включения тех или иных затрат в состав расходов, а также пределы проверки правоприменительными органами связи таких расходов с деятельностью организации по извлечению прибыли и их экономической целесообразности неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Определения от 4 июня 2007 г. N 320-О-П, от 4 июня 2007 г. N 366-О-П, от 16 декабря 2008 г. N 1072-О-О, от 1 октября 2009 г. N 1270-О-О и от 1 декабря 2009 г. N 1553-О-П). Конституционный Суд РФ указывал, что обоснованными или экономически оправданными расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ в налоговом законодательстве не употребляется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ в налоговом законодательстве не употребляется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ воздерживается от оценки экономической целесообразности законодательного акта <1>, не дает оценку целесообразности и экономической обоснованности принятия решений законодателем <2> со ссылкой на отсутствие у суда такой компетенции в силу ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <3>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ воздерживается от оценки экономической целесообразности законодательного акта <1>, не дает оценку целесообразности и экономической обоснованности принятия решений законодателем <2> со ссылкой на отсутствие у суда такой компетенции в силу ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <3>.