Концессия муп
Подборка наиболее важных документов по запросу Концессия муп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...В ходе... исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлено, что... муниципальное образование... от имени которого выступала администрация... (концедент), МУП... и ООО... (концессионер) заключили концессионное соглашение в отношении системы теплоснабжения... находящейся в муниципальной собственности муниципального образования... закрепленной на праве хозяйственного ведения за Предприятием.
(КонсультантПлюс, 2025)...В ходе... исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлено, что... муниципальное образование... от имени которого выступала администрация... (концедент), МУП... и ООО... (концессионер) заключили концессионное соглашение в отношении системы теплоснабжения... находящейся в муниципальной собственности муниципального образования... закрепленной на праве хозяйственного ведения за Предприятием.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.04.2024 по делу N 33а-7231/2024 (УИД 66RS0024-01-2023-002416-32)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия администрации городского округа по непередаче в рамках концессионного соглашения объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, обязании разработать и утвердить перечень объектов, в отношении которых необходимо заключение соглашения, разработать конкурсную документацию и провести открытый конкурс на право заключения соглашения в отношении данных объектов и обеспечить передачу права пользования ими.
Обстоятельства: Прокурор указал, что концессионные соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения не заключены.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о законности передачи объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП "СУВКХ" не свидетельствуют об отсутствии ее бездействия, поскольку, как указано выше, заключение концессионных соглашений в отношении объектов в данном случае является обязательным в силу закона и нахождение спорных объектов на таком праве у муниципального предприятия не препятствует и не исключает возможность проведения в отношении них необходимой процедуры, предусмотренной законом и направленной на заключение концессионного соглашения, поскольку указанные объекты не выбыли из собственности муниципального образования, кроме того, материалы дела не содержат сведений зарегистрированного права хозяйственного ведения на спорные объекты.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия администрации городского округа по непередаче в рамках концессионного соглашения объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, обязании разработать и утвердить перечень объектов, в отношении которых необходимо заключение соглашения, разработать конкурсную документацию и провести открытый конкурс на право заключения соглашения в отношении данных объектов и обеспечить передачу права пользования ими.
Обстоятельства: Прокурор указал, что концессионные соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения не заключены.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о законности передачи объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП "СУВКХ" не свидетельствуют об отсутствии ее бездействия, поскольку, как указано выше, заключение концессионных соглашений в отношении объектов в данном случае является обязательным в силу закона и нахождение спорных объектов на таком праве у муниципального предприятия не препятствует и не исключает возможность проведения в отношении них необходимой процедуры, предусмотренной законом и направленной на заключение концессионного соглашения, поскольку указанные объекты не выбыли из собственности муниципального образования, кроме того, материалы дела не содержат сведений зарегистрированного права хозяйственного ведения на спорные объекты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)С одной стороны, процессы ликвидации МУПов были обусловлены введением института концессии в качестве альтернативного способа управления публичной собственностью. По мере все более широкого использования данного института (на началах государственного софинансирования (!)), в том числе в сферах муниципальной деятельности (автомобильные дороги, объекты теплоснабжения, здравоохранения, образования, культуры и т.д. (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <6>)), обострялся и вопрос о дальнейшей судьбе муниципальных унитарных предприятий. Передав имущество, закреплявшееся за ними ранее на праве хозяйственного ведения, концессионерам, многие МУПы прекратили свое существование.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)С одной стороны, процессы ликвидации МУПов были обусловлены введением института концессии в качестве альтернативного способа управления публичной собственностью. По мере все более широкого использования данного института (на началах государственного софинансирования (!)), в том числе в сферах муниципальной деятельности (автомобильные дороги, объекты теплоснабжения, здравоохранения, образования, культуры и т.д. (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <6>)), обострялся и вопрос о дальнейшей судьбе муниципальных унитарных предприятий. Передав имущество, закреплявшееся за ними ранее на праве хозяйственного ведения, концессионерам, многие МУПы прекратили свое существование.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При реализации КРТ оператором КРТ он не может инициировать заключение концессионного соглашения или соглашения о государственном (муниципальном) частном партнерстве на стороне концедента, поскольку такой возможности законодательством не предусмотрено <1>. Оператор КРТ не может выступать и на стороне частного партнера, поскольку является подконтрольным публичному субъекту лицом, в отношении которого установлен запрет выступать в роли частного партнера (ч. 2 и 3 ст. 5 Закона о ГЧП). Однако в отношении роли концессионера формального запрета нет (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Тем не менее в таком случае возникает вопрос о подлинности ГЧП в концессионном проекте, концессионером по которому выступает подконтрольное публичному субъекту лицо <2>. Так, к основным признакам ГЧП относят его участников - публичных субъектов и частный бизнес <3>. Кроме того, отметим, что уже сейчас участие таких организаций, как государственные или муниципальные унитарные предприятия или бюджетные учреждения, в концессионных проектах не приветствуется, что выражается в позиции Минстроя России, согласно которой участие в концессионном соглашении в качестве концессионера унитарного предприятия не может быть направлено на обеспечение привлечения инвестиций; таким образом, в случае, когда стороной концессионного соглашения является унитарное предприятие или бюджетное учреждение, государство или муниципалитет выступает на обеих сторонах соглашения, что противоречит сущности ГЧП <4>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При реализации КРТ оператором КРТ он не может инициировать заключение концессионного соглашения или соглашения о государственном (муниципальном) частном партнерстве на стороне концедента, поскольку такой возможности законодательством не предусмотрено <1>. Оператор КРТ не может выступать и на стороне частного партнера, поскольку является подконтрольным публичному субъекту лицом, в отношении которого установлен запрет выступать в роли частного партнера (ч. 2 и 3 ст. 5 Закона о ГЧП). Однако в отношении роли концессионера формального запрета нет (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Тем не менее в таком случае возникает вопрос о подлинности ГЧП в концессионном проекте, концессионером по которому выступает подконтрольное публичному субъекту лицо <2>. Так, к основным признакам ГЧП относят его участников - публичных субъектов и частный бизнес <3>. Кроме того, отметим, что уже сейчас участие таких организаций, как государственные или муниципальные унитарные предприятия или бюджетные учреждения, в концессионных проектах не приветствуется, что выражается в позиции Минстроя России, согласно которой участие в концессионном соглашении в качестве концессионера унитарного предприятия не может быть направлено на обеспечение привлечения инвестиций; таким образом, в случае, когда стороной концессионного соглашения является унитарное предприятие или бюджетное учреждение, государство или муниципалитет выступает на обеих сторонах соглашения, что противоречит сущности ГЧП <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
Справка: Концессия и государственно-частное (муниципально-частное) партнерство: существенные условия и особенности применения
(КонсультантПлюс, 2025)В отличие от концессии ГЧП (МЧП) не предполагает передачу частному партнеру имущества, которое на момент заключения соглашения принадлежит ГУП (МУП) на праве хозведения или бюджетному учреждению на праве оперативного управления. При концессии некоторые объекты на момент передачи могут быть закреплены за ГУП (МУП) или бюджетным учреждением (ч. 4 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, ч. 5 ст. 7 Закона о ГЧП).
(КонсультантПлюс, 2025)В отличие от концессии ГЧП (МЧП) не предполагает передачу частному партнеру имущества, которое на момент заключения соглашения принадлежит ГУП (МУП) на праве хозведения или бюджетному учреждению на праве оперативного управления. При концессии некоторые объекты на момент передачи могут быть закреплены за ГУП (МУП) или бюджетным учреждением (ч. 4 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, ч. 5 ст. 7 Закона о ГЧП).
Статья: Муниципально-частное партнерство: проблемы и перспективы
(Абрамова М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К примеру, с учетом требований антимонопольного законодательства <7> муниципальные унитарные предприятия не должны осуществлять свою деятельность на конкурентных рынках, а это прежде всего сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Казалось бы, выходом из сложившейся ситуации является заключение концессионного соглашения на объекты тепловодоснабжения и водоотведения. Однако является большой проблемой найти концессионера на такие объекты. Вряд ли вызовут интерес водонапорная башня, небольшая котельная или же сельский водопровод. В данном случае интерес у инвестора может вызвать масштабность проекта с участием нескольких муниципальных образований - не исключено, что и с участием региональных властей в проекте.
(Абрамова М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К примеру, с учетом требований антимонопольного законодательства <7> муниципальные унитарные предприятия не должны осуществлять свою деятельность на конкурентных рынках, а это прежде всего сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Казалось бы, выходом из сложившейся ситуации является заключение концессионного соглашения на объекты тепловодоснабжения и водоотведения. Однако является большой проблемой найти концессионера на такие объекты. Вряд ли вызовут интерес водонапорная башня, небольшая котельная или же сельский водопровод. В данном случае интерес у инвестора может вызвать масштабность проекта с участием нескольких муниципальных образований - не исключено, что и с участием региональных властей в проекте.
Готовое решение: Как применять СГС "Концессионные соглашения"
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером в соглашениях, заключенных после 01.09.2025, не может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие либо бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером в соглашениях, заключенных после 01.09.2025, не может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие либо бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)ОАО "Владимирские коммунальные системы" (концессионер), муниципальное образование город Владимир и МУП "Владимирская городская электрическая сеть" (концедент) заключили концессионное соглашение.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)ОАО "Владимирские коммунальные системы" (концессионер), муниципальное образование город Владимир и МУП "Владимирская городская электрическая сеть" (концедент) заключили концессионное соглашение.
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером не может являться государственное или муниципальное унитарное предприятие или бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Однако данный запрет не распространяется на концессионные соглашения, заключенные до 1 сентября 2025 г. Такой вывод следует из ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером не может являться государственное или муниципальное унитарное предприятие или бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Однако данный запрет не распространяется на концессионные соглашения, заключенные до 1 сентября 2025 г. Такой вывод следует из ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ.
Статья: К вопросу о юридических гарантиях деятельности медицинских работников при реализации проектов государственно-частного партнерства
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)<7> Исключение сделано только для автомобильных дорог или их участков, защитных, в том числе искусственных, дорожных сооружений, производственных объектов, используемых при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочных пунктов), объектов, предназначенных для взимания платы (в том числе пунктов взимания платы), объектов дорожного сервиса (см. ч. 4 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ). В этом случае на момент передачи указанных объектов концессионеру их владельцем может быть ГУП, или МУП (на праве хозяйственного ведения), или ГБУ (на праве оперативного управления).
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)<7> Исключение сделано только для автомобильных дорог или их участков, защитных, в том числе искусственных, дорожных сооружений, производственных объектов, используемых при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочных пунктов), объектов, предназначенных для взимания платы (в том числе пунктов взимания платы), объектов дорожного сервиса (см. ч. 4 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ). В этом случае на момент передачи указанных объектов концессионеру их владельцем может быть ГУП, или МУП (на праве хозяйственного ведения), или ГБУ (на праве оперативного управления).
Готовое решение: Как подготовить и провести конкурс на заключение концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)перечень, размер и состав не исполненных на момент принятия решения и подлежащих учету при определении размера концессионной платы долговых обязательств ГУП (МУП), учреждений, чье имущество передается в рамках соглашения, - если по условиям конкурса концессионер обязан вносить концессионную плату и принято решено учитывать такие обязательства при ее определении;
(КонсультантПлюс, 2025)перечень, размер и состав не исполненных на момент принятия решения и подлежащих учету при определении размера концессионной платы долговых обязательств ГУП (МУП), учреждений, чье имущество передается в рамках соглашения, - если по условиям конкурса концессионер обязан вносить концессионную плату и принято решено учитывать такие обязательства при ее определении;
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)- отсутствие переходного периода, в течение которого концессионеры должны привести в соответствие с обязательными требованиями объекты ЖКХ, ранее находившиеся в эксплуатации государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее - ГУП, МУП), что может повлечь выдачу концессионерам органами государственного контроля (надзора) предписаний об устранении в короткие сроки нарушений, допущенных иными лицами до передачи объектов в концессию, и привлечении концессионеров к ответственности за неисполнение предписаний;
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)- отсутствие переходного периода, в течение которого концессионеры должны привести в соответствие с обязательными требованиями объекты ЖКХ, ранее находившиеся в эксплуатации государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее - ГУП, МУП), что может повлечь выдачу концессионерам органами государственного контроля (надзора) предписаний об устранении в короткие сроки нарушений, допущенных иными лицами до передачи объектов в концессию, и привлечении концессионеров к ответственности за неисполнение предписаний;
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)4. Передача на безвозмездной основе медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, органам публичной власти федеральной территории "Сириус", государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (имеется в виду передача имущества, которая предусмотрена подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ).