Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Казенное предприятие

Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Казенное предприятие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Корпорации и корпоративные финансовые инструменты в российском и зарубежном праве
(Чикулаев Р.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)
Учитывая историю использования понятия "предприятие" и его устойчивое практическое значение, мы и сегодня можем рассматривать его как субъектную форму ведения хозяйства: комплекс имущества, признаваемый недвижимостью, служащий целям извлечения прибыли, находящийся в частной или даже публичной собственности. Именно в публичной сфере понятие "предприятие" сохраняет свое легально субъектное значение, распадаясь при этом на видовые группы по различным и не всегда прямо указанным в законе классификационным основаниям. Так, статьи 48 и 65.1 Гражданского кодекса РФ упоминают государственные и муниципальные унитарные предприятия, статья 52 - лишь унитарные предприятия, статьи 55, 63, 65 и др. - казенные предприятия, статьи 57, 66 - народные предприятия. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных, в т.ч. казенных, предприятий определяется специальным законом <4>.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)
К иным видам учреждений (бюджетным и автономным), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, казенным предприятиям, государственным компаниям и корпорациям критерии имущественной, организационно-управленческой обособленности и ответственности применимы в гораздо большей, но все же в недостаточной для четкого разграничения непосредственной и опосредованных форм участия в гражданском обороте степени. Нормативно закрепленный правовой статус указанных юридических лиц свидетельствует об их относительной самостоятельности, варьирующейся в зависимости от вида ограниченного вещного права, на котором государство передает им имущество: хозяйственное ведение или оперативное управление. Подтверждают такую самостоятельность и одновременно создают преимущества (удобства) введения в гражданский оборот государственного имущества через юридические лица: переложение бремени собственника по содержанию имущества на других субъектов гражданского права и ограничение размера ответственности государства, уменьшение количества имущества, на которое может быть обращено взыскание по обязательствам государства <1>.

Нормативные акты

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.