Комиссия по повышению эффективности закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по повышению эффективности закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка на заключение энергосервисных контрактов
(КонсультантПлюс, 2025)...антимонопольным органом установлено, что объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения (...Энергосервисный контракт).
(КонсультантПлюс, 2025)...антимонопольным органом установлено, что объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения (...Энергосервисный контракт).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О кодексе публичных закупок: аргументы против его принятия
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)В обоснование унификации правил о закупках приводятся доводы о наличии общих понятий и правил (реестр контрактов (договоров), реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещение данных сведений в ЕИС) <16>. Этот перечень можно дополнить также правилами Закона о закупках, вступившими в силу с 1 июля 2022 г., направленными на необходимость принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, запрет наличия конфликта интересов (для руководителя заказчика и членов комиссий по закупкам) <17>. Общими являются и тенденции развития законодательства - импортозамещение и цифровизация, выступающая способом повышения эффективности закупок.
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)В обоснование унификации правил о закупках приводятся доводы о наличии общих понятий и правил (реестр контрактов (договоров), реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещение данных сведений в ЕИС) <16>. Этот перечень можно дополнить также правилами Закона о закупках, вступившими в силу с 1 июля 2022 г., направленными на необходимость принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, запрет наличия конфликта интересов (для руководителя заказчика и членов комиссий по закупкам) <17>. Общими являются и тенденции развития законодательства - импортозамещение и цифровизация, выступающая способом повышения эффективности закупок.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа Заречный (далее - Энергосервисный контракт).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа Заречный (далее - Энергосервисный контракт).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П
"По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Медэксперт"Реализация названного принципа не только имеет самостоятельное значение в контексте требований защиты и поощрения конкуренции, но и направлена на повышение эффективности закупок, в том числе на этапе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 2 части 1 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), а значит, на достижение экономности и результативности использования бюджетных средств в целом (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Медэксперт"Реализация названного принципа не только имеет самостоятельное значение в контексте требований защиты и поощрения конкуренции, но и направлена на повышение эффективности закупок, в том числе на этапе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 2 части 1 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), а значит, на достижение экономности и результативности использования бюджетных средств в целом (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Статья: Обзор судебной практики по вопросам разъяснения положений документации о закупке
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)- как спорные разъяснения влияют на эффективность закупки, т.е. на удовлетворение потребности заказчика (суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае разъяснение повышает эффективность закупки, т.к. устраняет двусмысленность положений документации и раскрывает содержащиеся в ней понятия);
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)- как спорные разъяснения влияют на эффективность закупки, т.е. на удовлетворение потребности заказчика (суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае разъяснение повышает эффективность закупки, т.к. устраняет двусмысленность положений документации и раскрывает содержащиеся в ней понятия);
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В ФАС России поступила жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия ГБОУ (далее - Заказчик), УРЗ (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программа) на 2024 - 2026 годы (далее - Аукцион, Извещение).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В ФАС России поступила жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия ГБОУ (далее - Заказчик), УРЗ (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программа) на 2024 - 2026 годы (далее - Аукцион, Извещение).
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссией ФАС России установлено, что заказчику необходимы как услуги по энергетическому обследованию, так и по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссией ФАС России установлено, что заказчику необходимы как услуги по энергетическому обследованию, так и по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении госзакупок (п. 12 ст. 7 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении госзакупок (п. 12 ст. 7 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Правовое регулирование системы государственных закупок как инструмента воздействия на внутреннюю экономику
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Помимо влияния на внутреннюю экономику государственные закупки имеют особый вес в международных торговых соглашениях. Международное торговое сообщество в течение многих лет работает над тем, чтобы подчинить государственные закупки многосторонним международным торговым правилам, содержащимся в выпускаемых инструкциях, рекомендациях и других международных актах. Например, Всемирный банк, ВТО и ОЭСР регулярно разрабатывают указания и рекомендации для национальных правительств по созданию, развитию и реформированию механизмов систем государственных закупок, внедрению эффективных практик, повышению прозрачности и борьбе с недобросовестным поведением участников государственных тендеров с обеих сторон. Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли о закупках товаров, строительных и других видов услуг (UNCITRAL Model Law on Procurement of Goods, Construction and Services; далее - Закон ЮНСИТРАЛ) <1> направлен на гармонизацию и повышение эффективности режимов госзакупок на международном уровне. Еще одним международным актом в данной сфере является Соглашение о государственных закупках (GPA) (далее - Соглашение) <2>, которое было разработано в рамках ВТО и представляет собой многостороннее международное Соглашение, последнее обновление которого состоялось в 2014 г. В целях выполнения взятых на себя обязательств в рамках ВТО (GPA) Минэкономразвития России приступило к подготовке данного вопроса.
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Помимо влияния на внутреннюю экономику государственные закупки имеют особый вес в международных торговых соглашениях. Международное торговое сообщество в течение многих лет работает над тем, чтобы подчинить государственные закупки многосторонним международным торговым правилам, содержащимся в выпускаемых инструкциях, рекомендациях и других международных актах. Например, Всемирный банк, ВТО и ОЭСР регулярно разрабатывают указания и рекомендации для национальных правительств по созданию, развитию и реформированию механизмов систем государственных закупок, внедрению эффективных практик, повышению прозрачности и борьбе с недобросовестным поведением участников государственных тендеров с обеих сторон. Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли о закупках товаров, строительных и других видов услуг (UNCITRAL Model Law on Procurement of Goods, Construction and Services; далее - Закон ЮНСИТРАЛ) <1> направлен на гармонизацию и повышение эффективности режимов госзакупок на международном уровне. Еще одним международным актом в данной сфере является Соглашение о государственных закупках (GPA) (далее - Соглашение) <2>, которое было разработано в рамках ВТО и представляет собой многостороннее международное Соглашение, последнее обновление которого состоялось в 2014 г. В целях выполнения взятых на себя обязательств в рамках ВТО (GPA) Минэкономразвития России приступило к подготовке данного вопроса.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Мы согласны с М. Коминым и другими, сделавшими вывод, что "реализуемый подход к регулированию закупочной сферы с акцентом на конкуренцию имеет существенный недостаток: он плохо работает в тех ситуациях, когда ключевой задачей становится обеспечение высокого качества поставляемой продукции. Факторы, ослабляющие конкуренцию, и предпринимаемые усилия, чтобы поддержать ее, неоднозначно связаны с качеством. Если реальная конкуренция в основном действительно способствует повышению качества, то усилия по поддержанию конкуренции там, где она отсутствует, могут давать обратный эффект и значительно затруднять получение качественных ТРУ (товаров, работ, услуг. - Комментарий автора) добросовестным заказчиком" [9].
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Мы согласны с М. Коминым и другими, сделавшими вывод, что "реализуемый подход к регулированию закупочной сферы с акцентом на конкуренцию имеет существенный недостаток: он плохо работает в тех ситуациях, когда ключевой задачей становится обеспечение высокого качества поставляемой продукции. Факторы, ослабляющие конкуренцию, и предпринимаемые усилия, чтобы поддержать ее, неоднозначно связаны с качеством. Если реальная конкуренция в основном действительно способствует повышению качества, то усилия по поддержанию конкуренции там, где она отсутствует, могут давать обратный эффект и значительно затруднять получение качественных ТРУ (товаров, работ, услуг. - Комментарий автора) добросовестным заказчиком" [9].
Статья: Доктринальные основы определения понятия "коррупционные преступления" с позиций междисциплинарного подхода
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)В Федеральном законе "О противодействии коррупции" при определении понятия "коррупция" применено словосочетание "физическое лицо, использующее свое должностное положение", под которым понимаются служащие и (или) работники государственных и муниципальных структур и иных организаций, замещающие самые разные должности, а не только те, о которых указывается в примечаниях к ст. ст. 201 и 285 УК России. Исходя из этого к числу коррупционных преступлений также относятся, в частности, получение незаконного вознаграждения работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, арбитром (третейским судьей), частным нотариусом и аудитором, а также создание преступного сообщества, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ст. ст. 200.5, 200.7, 202 и ч. 3 ст. 210 УК России) <9>.
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)В Федеральном законе "О противодействии коррупции" при определении понятия "коррупция" применено словосочетание "физическое лицо, использующее свое должностное положение", под которым понимаются служащие и (или) работники государственных и муниципальных структур и иных организаций, замещающие самые разные должности, а не только те, о которых указывается в примечаниях к ст. ст. 201 и 285 УК России. Исходя из этого к числу коррупционных преступлений также относятся, в частности, получение незаконного вознаграждения работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, арбитром (третейским судьей), частным нотариусом и аудитором, а также создание преступного сообщества, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ст. ст. 200.5, 200.7, 202 и ч. 3 ст. 210 УК России) <9>.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссия ФАС России пришла к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 180 721 538,58 руб. для 1 - 3 климатических зон не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссия ФАС России пришла к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 180 721 538,58 руб. для 1 - 3 климатических зон не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения (далее - Энергосервисный контракт).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения (далее - Энергосервисный контракт).