Комиссия по легализации заработной платы
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по легализации заработной платы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 5)Порядок работы комиссий по легализации зарплат
("Главная книга", 2024, N 5)Порядок работы комиссий по легализации зарплат
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае выявления фактов низкой заработной платы компания будет вызвана на комиссию по легализации налоговой базы. В состав комиссии входят представители налоговой инспекции (отдел предпроверочного анализа, сотрудники отделов камеральных и выездных налоговых проверок), могут быть приглашены представители органов власти, ПФР, ФСС РФ, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры (Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае выявления фактов низкой заработной платы компания будет вызвана на комиссию по легализации налоговой базы. В состав комиссии входят представители налоговой инспекции (отдел предпроверочного анализа, сотрудники отделов камеральных и выездных налоговых проверок), могут быть приглашены представители органов власти, ПФР, ФСС РФ, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры (Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).
Нормативные акты
"Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"В некоторых регионах комиссии по легализации налоговой базы уже осуществляют мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. Тем не менее, во многих из них целесообразно введение в состав комиссий по легализации налогооблагаемой базы различных отраслевых экспертов, как со стороны региональных и муниципальных органов власти, так и научной среды, бизнес-сообщества, профсоюзных организаций.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Неофициальная занятость также является "вызовом" для государственных органов: сопряженная с неоформленными трудовыми отношениями с наемными работниками, выплатой "серой" заработной платы и пр., такая занятость приводит к недополучению налогов и страховых взносов <1>. Активная большая работа в отношении неофициальной занятости проводилась в нашей стране с 2014 г. По итогам совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец были даны соответствующие поручения высшим должностным лицам субъектов РФ и Федеральной службе по труду и занятости (Роструду) (Протокол N ОГ-П12-275пр от 9 октября 2014 г., раздел II) <2>. В целях их исполнения Рострудом было проведено селекторное совещание (Протокол N 54ВЛ от 18 декабря 2014 г.) по организации в субъектах РФ соответствующей работы <3>. Официально (на уровне документации, отчетности и пр.) цель данной работы была обозначена как снижение неформальной занятости, под которой при этом понималась неофициальная (неоформленная) занятость. По сути, как следует из содержания проводимой работы, она была направлена на легализацию неофициальной занятости, расширение сферы официальной занятости для повышения собираемости обязательных платежей и сборов. Была организована масштабная работа для достижения данной цели. В субъектах РФ были созданы межведомственные комиссии для осуществления координации и мониторинга, а также рабочие группы (в муниципальных образованиях) по снижению неформальной (неофициальной) занятости, легализации "серой" заработной платы и повышению собираемости страховых взносов <4>. Между Рострудом и высшими органами исполнительной власти субъектов были заключены соглашения о реализации мер по снижению неформальной (неофициальной) занятости <5>. В регионах были подготовлены планы комплекса соответствующих мероприятий, включающих административно-организационные мероприятия, мероприятия по снижению неформальной (неофициальной) занятости, совершенствованию нормативной правовой базы, информационно-разъяснительные мероприятия, мониторинг эффективности реализуемых мероприятий <6>. Для мониторинга результатов проводимых мероприятий Рострудом были разработаны показатели, установлена форма отчетности, создана специальная система сбора и обработки данных мониторинга <7>.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Неофициальная занятость также является "вызовом" для государственных органов: сопряженная с неоформленными трудовыми отношениями с наемными работниками, выплатой "серой" заработной платы и пр., такая занятость приводит к недополучению налогов и страховых взносов <1>. Активная большая работа в отношении неофициальной занятости проводилась в нашей стране с 2014 г. По итогам совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец были даны соответствующие поручения высшим должностным лицам субъектов РФ и Федеральной службе по труду и занятости (Роструду) (Протокол N ОГ-П12-275пр от 9 октября 2014 г., раздел II) <2>. В целях их исполнения Рострудом было проведено селекторное совещание (Протокол N 54ВЛ от 18 декабря 2014 г.) по организации в субъектах РФ соответствующей работы <3>. Официально (на уровне документации, отчетности и пр.) цель данной работы была обозначена как снижение неформальной занятости, под которой при этом понималась неофициальная (неоформленная) занятость. По сути, как следует из содержания проводимой работы, она была направлена на легализацию неофициальной занятости, расширение сферы официальной занятости для повышения собираемости обязательных платежей и сборов. Была организована масштабная работа для достижения данной цели. В субъектах РФ были созданы межведомственные комиссии для осуществления координации и мониторинга, а также рабочие группы (в муниципальных образованиях) по снижению неформальной (неофициальной) занятости, легализации "серой" заработной платы и повышению собираемости страховых взносов <4>. Между Рострудом и высшими органами исполнительной власти субъектов были заключены соглашения о реализации мер по снижению неформальной (неофициальной) занятости <5>. В регионах были подготовлены планы комплекса соответствующих мероприятий, включающих административно-организационные мероприятия, мероприятия по снижению неформальной (неофициальной) занятости, совершенствованию нормативной правовой базы, информационно-разъяснительные мероприятия, мониторинг эффективности реализуемых мероприятий <6>. Для мониторинга результатов проводимых мероприятий Рострудом были разработаны показатели, установлена форма отчетности, создана специальная система сбора и обработки данных мониторинга <7>.
Статья: Юридическая ответственность за уклонение от оформления трудового договора: проблемы правоприменения
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2023, N 11)Практическими работниками Государственной инспекции труда в Саратовской области высказаны предложения о необходимости изменения в КоАП РФ санкций за ненадлежащее оформление трудового договора с работниками либо увеличения штрафных санкций за незаключение трудовых договоров <4>. Предлагается также предусмотреть механизм возмещения убытков, которые понесли работники и государство. Например, работодателю, у которого выявлена неформальная занятость, необходимо произвести обязательные выплаты в Социальный фонд РФ и в налоговые органы за три месяца из расчета заработной платы в размере МРОТ. Формулируется предложение о необходимости ввести ответственность за дачу ложных показаний работника и работодателя в ходе проверочных мероприятий инспекции труда или мероприятий комиссии по выявлению неформальной занятости (когда работники и работодатель дают показания, что работник работает 1 день, поэтому трудовой договор в письменной форме не оформлен). По легализации трудовых отношений представляется необходимым изменить порядок организации проверок по вопросу неформальной занятости, т.е. следует внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив возможность проведения внеплановых выездных проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления контролируемого лица, а в случае уклонения контролируемого лица от проведения проверки - возможность ее проведения в его отсутствие.
Статья: Проблемы имплементации в национальное банковское законодательство международных требований в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов на примере деятельности НКО в России и США
(Амельков А.Н., Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)На основе проведенного исследования авторы предлагают воспользоваться положительным опытом США в части стимулирования активной деятельности НКО и финансового сектора по принятию актов саморегулирования (этических кодексов и добровольных руководящих положений), а также исключить из перечня операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, зачисления и списания банковских комиссий, бюджетных платежей, социальных выплат и выплат заработных плат.
(Амельков А.Н., Ермолаева В.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)На основе проведенного исследования авторы предлагают воспользоваться положительным опытом США в части стимулирования активной деятельности НКО и финансового сектора по принятию актов саморегулирования (этических кодексов и добровольных руководящих положений), а также исключить из перечня операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, зачисления и списания банковских комиссий, бюджетных платежей, социальных выплат и выплат заработных плат.
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Определение объема "теневых" или "конвертных" зарплат, легализуемых с помощью Закона N 422-ФЗ, еще требует дальнейших статистических исследований. Тем не менее Правительство РФ уже предпринимает меры по купированию и минимизации негативных последствий этого явления для экономики. 3 мая 2024 г. оно приняло Постановление N 571 "Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости". Пункт 13 этого документа дает таким комиссиям право рассматривать на своих заседаниях ситуации с "подменой трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями, в том числе при взаимодействии с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <18>. Такие межведомственные комиссии должны быть постоянно действующими, а в их состав входить представители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, общественных объединений работодателей и профсоюзов.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Определение объема "теневых" или "конвертных" зарплат, легализуемых с помощью Закона N 422-ФЗ, еще требует дальнейших статистических исследований. Тем не менее Правительство РФ уже предпринимает меры по купированию и минимизации негативных последствий этого явления для экономики. 3 мая 2024 г. оно приняло Постановление N 571 "Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости". Пункт 13 этого документа дает таким комиссиям право рассматривать на своих заседаниях ситуации с "подменой трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями, в том числе при взаимодействии с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <18>. Такие межведомственные комиссии должны быть постоянно действующими, а в их состав входить представители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, общественных объединений работодателей и профсоюзов.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В то же время проверки легализации доходов граждан контролеры ведут по тем же критериям, которыми они руководствовались раньше при вызове на "зарплатные" комиссии.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В то же время проверки легализации доходов граждан контролеры ведут по тем же критериям, которыми они руководствовались раньше при вызове на "зарплатные" комиссии.