Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения Амурская область
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения Амурская область (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером N не входит в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, утвержденных постановлением Губернатора Амурской области от 31 августа 2012 года N 368, и его кадастровая стоимость не превышает средний уровень по муниципальному району, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку положения части 4 статьи 79 ЗК РФ предусматривают возможность включения в соответствующие перечни не всех сельскохозяйственных угодий, а только особо ценных, в том числе сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу)."
Апелляционное определение Амурского областного суда от 30.01.2024 по делу N 33АПа-279/2024 (УИД 28RS0004-01-2023-008639-57)
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконными действий по внесению изменений в ЕГРН в отношении земельных участков.
Обстоятельства: Ответчиком самостоятельно незаконно были внесены изменения в вид разрешенного использования спорных земельных участков, указан вид "для производства сельскохозяйственной продукции", который отсутствует в Классификаторе, утвержденном Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что вид разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции" не предусмотрен ни одним из кодов (1.1 - 1.20) Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, не свидетельствует о незаконности действий Управления Росреестра по Амурской области, внесенных изменения в ЕГРН на основании акта органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не предполагает возможности для государственного регистратора правовой оценки акту органа местного самоуправления.
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконными действий по внесению изменений в ЕГРН в отношении земельных участков.
Обстоятельства: Ответчиком самостоятельно незаконно были внесены изменения в вид разрешенного использования спорных земельных участков, указан вид "для производства сельскохозяйственной продукции", который отсутствует в Классификаторе, утвержденном Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что вид разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции" не предусмотрен ни одним из кодов (1.1 - 1.20) Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, не свидетельствует о незаконности действий Управления Росреестра по Амурской области, внесенных изменения в ЕГРН на основании акта органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не предполагает возможности для государственного регистратора правовой оценки акту органа местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)<14> Статья 2 Закона Амурской области от 11 декабря 2003 года N 278-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области".
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)<14> Статья 2 Закона Амурской области от 11 декабря 2003 года N 278-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области".
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<20> Например, см.: Соглашение от 25.01.2021 N 66 между Администрацией Нижнебузулинского сельсовета и Администрацией Свободненского района Амурской области о передаче полномочий по распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности поселения // Портал Правительства Амурской области. URL: https://svobregion.amurobl.ru/upload/iblock/a32/a32bd56cf236c80cc97279dc2e9b515c.pdf (дата обращения: 27.02.2024); Соглашение от 06.04.2020 N 1 между Староалександровским сельским поселением и Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области о передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности поселения // Портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://yarkovo.admtyumen.ru/files/upload/OMSU/Yarkovo/Староалександровское%20сп.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<20> Например, см.: Соглашение от 25.01.2021 N 66 между Администрацией Нижнебузулинского сельсовета и Администрацией Свободненского района Амурской области о передаче полномочий по распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности поселения // Портал Правительства Амурской области. URL: https://svobregion.amurobl.ru/upload/iblock/a32/a32bd56cf236c80cc97279dc2e9b515c.pdf (дата обращения: 27.02.2024); Соглашение от 06.04.2020 N 1 между Староалександровским сельским поселением и Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области о передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности поселения // Портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://yarkovo.admtyumen.ru/files/upload/OMSU/Yarkovo/Староалександровское%20сп.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
Статья: Надзор за исполнением законодательства о "дальневосточном гектаре"
(Литвинова Е.П.)
("Законность", 2017, N 9)Первый этап (или "пилотный") для граждан Амурской области вступил в силу с 1 июня 2016 г. - предоставлялись земельные участки, только расположенные в Архаринском районе. Это один из южных сельскохозяйственных районов области.
(Литвинова Е.П.)
("Законность", 2017, N 9)Первый этап (или "пилотный") для граждан Амурской области вступил в силу с 1 июня 2016 г. - предоставлялись земельные участки, только расположенные в Архаринском районе. Это один из южных сельскохозяйственных районов области.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
(постатейный)
(Велиева Д.С., Заметина Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)В ряде Законов субъектов Федерации предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку общин коренных малочисленных народов. Например, Законом Амурской области от 11 декабря 2003 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области" предусмотрена возможность передачи общинам малочисленных народов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. О возможности передачи общинам коренных малочисленных народов объектов собственности автономного округа говорится и в Законе Чукотского автономного округа от 28 ноября 2003 года N 41-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Чукотского автономного округа".
(постатейный)
(Велиева Д.С., Заметина Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)В ряде Законов субъектов Федерации предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку общин коренных малочисленных народов. Например, Законом Амурской области от 11 декабря 2003 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области" предусмотрена возможность передачи общинам малочисленных народов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. О возможности передачи общинам коренных малочисленных народов объектов собственности автономного округа говорится и в Законе Чукотского автономного округа от 28 ноября 2003 года N 41-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Чукотского автономного округа".
Статья: Как российский бизнес использует разные юрисдикции внутри страны для оптимизации налогообложения
(Бойкова Т.)
("Административное право", 2021, N 2)К примеру, согласно п. 3.1 ст. 380 НК РФ, а также распоряжению Правительства РФ от 22.11.2017 N 2595-р, при расчете налога на имущество по объектам газовой инфраструктуры применяется ставка 0% при условии нахождения объекта полностью или частично в Республике Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области.
(Бойкова Т.)
("Административное право", 2021, N 2)К примеру, согласно п. 3.1 ст. 380 НК РФ, а также распоряжению Правительства РФ от 22.11.2017 N 2595-р, при расчете налога на имущество по объектам газовой инфраструктуры применяется ставка 0% при условии нахождения объекта полностью или частично в Республике Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области.
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
Статья: Оспорены договоры аренды
(Коноваленко Е.Е.)
("Законность", 2016, N 3)Вместе с тем в ходе проверки установлено, что договор аренды заключен с нарушением ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - без проведения торгов при наличии двух заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
(Коноваленко Е.Е.)
("Законность", 2016, N 3)Вместе с тем в ходе проверки установлено, что договор аренды заключен с нарушением ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - без проведения торгов при наличии двух заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
"Региональное финансовое право: Монография"
(отв. ред. И.Б. Лагутин)
("Юстицинформ", 2017)<319> Закон Амурской области от 31 августа 2007 г. N 368-ОЗ "О бюджетном процессе в Амурской области" // Вестник губернатора и Правительства Амурской области. 2007. 3 августа. N 12.
(отв. ред. И.Б. Лагутин)
("Юстицинформ", 2017)<319> Закон Амурской области от 31 августа 2007 г. N 368-ОЗ "О бюджетном процессе в Амурской области" // Вестник губернатора и Правительства Амурской области. 2007. 3 августа. N 12.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Лесной фонд Амурской области составляет 72,2 процента от всей площади территории региона. Наибольшую площадь леса занимают в Сковородинском муниципальном округе, образованном в 1926 году. Площадь земель лесного фонда округа - 1 915 758 гектаров (93,41 процента от общей площади), наименьшую площадь составляют земли сельскохозяйственного назначения - 16 102 гектара (0,79 процента от общей площади) (см. рисунок).
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Лесной фонд Амурской области составляет 72,2 процента от всей площади территории региона. Наибольшую площадь леса занимают в Сковородинском муниципальном округе, образованном в 1926 году. Площадь земель лесного фонда округа - 1 915 758 гектаров (93,41 процента от общей площади), наименьшую площадь составляют земли сельскохозяйственного назначения - 16 102 гектара (0,79 процента от общей площади) (см. рисунок).
Статья: Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
(Борисов А.)
("Жилищное право", 2015, N 8)Как следует из Определения ВС РФ от 29.10.2014 N 59-АПГ14-8, Правительство Амурской области Постановлением от 5 ноября 2013 года N 537 утвердило результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013. Судебная коллегия не приняла довод апелляционной жалобы о том, что утверждение результатов кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2013 противоречит требованиям статьи 5 НК РФ, поскольку придает положениям оспариваемого Постановления ретроактивный характер. Обоснованием соответствующей позиции Судебной коллегии послужили положения статей 24.15 и 24.20 Закона об оценочной деятельности, а также правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в ряде судебных актов (Определение от 03.02.2010 N 165-О-О, Постановление от 02.07.2013 N 17-П). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
(Борисов А.)
("Жилищное право", 2015, N 8)Как следует из Определения ВС РФ от 29.10.2014 N 59-АПГ14-8, Правительство Амурской области Постановлением от 5 ноября 2013 года N 537 утвердило результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013. Судебная коллегия не приняла довод апелляционной жалобы о том, что утверждение результатов кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2013 противоречит требованиям статьи 5 НК РФ, поскольку придает положениям оспариваемого Постановления ретроактивный характер. Обоснованием соответствующей позиции Судебной коллегии послужили положения статей 24.15 и 24.20 Закона об оценочной деятельности, а также правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в ряде судебных актов (Определение от 03.02.2010 N 165-О-О, Постановление от 02.07.2013 N 17-П). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Статья: Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления
(Сизов В.)
("Законность", 2006, N 6)Например, согласно действующему законодательству (ст. 8 Земельного кодекса РФ) перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления на территории Михайловского района незаконно, с превышением полномочий, приняли ряд постановлений об отнесении земельного участка, изъятого из земель сельскохозяйственного назначения, к землям запаса, о необоснованном переводе таких земель в земли других категорий. Незаконные правовые акты по протестам прокурора отменены.
(Сизов В.)
("Законность", 2006, N 6)Например, согласно действующему законодательству (ст. 8 Земельного кодекса РФ) перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления на территории Михайловского района незаконно, с превышением полномочий, приняли ряд постановлений об отнесении земельного участка, изъятого из земель сельскохозяйственного назначения, к землям запаса, о необоснованном переводе таких земель в земли других категорий. Незаконные правовые акты по протестам прокурора отменены.
Статья: Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе
(Ролик А.И.)
("Наркоконтроль", 2010, N 4)<10> См.: Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на совещании в г. Свободный (Амурская область) 9 декабря 2009 г. // URL: http:// www.fskn.gov.ru/ fskn/ about/ management/ obj/ public.htm&id.
(Ролик А.И.)
("Наркоконтроль", 2010, N 4)<10> См.: Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на совещании в г. Свободный (Амурская область) 9 декабря 2009 г. // URL: http:// www.fskn.gov.ru/ fskn/ about/ management/ obj/ public.htm&id.