Изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 195 "Порядок и последствия прекращения производства по административному делу" КАС РФ"Из содержания определений усматривается, что отказ от административных исков был обусловлен наличием сведений об апелляционном определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года, которым была изменена кадастровая стоимость земельных участков, и в связи с этим намерением налоговой инспекции указать налогоплательщику новый срок уплаты земельного налога.
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда земельного участка: Арендодатель хочет изменить договор в связи с существенным, по его мнению, изменением обстоятельств
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодателем не доказано, что само по себе изменение кадастровой стоимости земельного участка является существенным изменением обстоятельств и основанием для внесения изменений в договор
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодателем не доказано, что само по себе изменение кадастровой стоимости земельного участка является существенным изменением обстоятельств и основанием для внесения изменений в договор
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС в отношении нежилых помещений в МКД; о земельном налоге при изменении характеристик земельного участка; о предложениях в законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 16.07.2024 N СД-4-3/8056@)Исходя из пункта 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах в случаях, предусмотренных законодательством о кадастровой оценке и НК РФ.
(Письмо ФНС России от 16.07.2024 N СД-4-3/8056@)Исходя из пункта 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах в случаях, предусмотренных законодательством о кадастровой оценке и НК РФ.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Здесь же только отметим, что, рассматривая отдельные механизмы, аналогичные инструментам LVC и имеющиеся в российском правопорядке, КС РФ признавал их допустимыми. Так, применительно к институту платы за изменение вида разрешенного использования (далее - ВРИ) КС РФ указал, что данная плата является фискальным платежом неналогового характера, взимаемым в целях компенсации затрат органов публичной власти, сопряженных с регулированием земельных отношений, с применением дифференцированного подхода, базирующегося на экономически обоснованных параметрах изменений в кадастровой стоимости земельного участка, возникающих в результате изменения ВРИ такого земельного участка, не обнаружив в ее установлении противоречий Конституции РФ <1>. Кроме того, как было отмечено выше, такие механизмы широко применяются во многих странах уже долгое время.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Здесь же только отметим, что, рассматривая отдельные механизмы, аналогичные инструментам LVC и имеющиеся в российском правопорядке, КС РФ признавал их допустимыми. Так, применительно к институту платы за изменение вида разрешенного использования (далее - ВРИ) КС РФ указал, что данная плата является фискальным платежом неналогового характера, взимаемым в целях компенсации затрат органов публичной власти, сопряженных с регулированием земельных отношений, с применением дифференцированного подхода, базирующегося на экономически обоснованных параметрах изменений в кадастровой стоимости земельного участка, возникающих в результате изменения ВРИ такого земельного участка, не обнаружив в ее установлении противоречий Конституции РФ <1>. Кроме того, как было отмечено выше, такие механизмы широко применяются во многих странах уже долгое время.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. При изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости путем ее умножения на индекс рынка недвижимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", сведения о такой кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня такого изменения кадастровой стоимости.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. При изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости путем ее умножения на индекс рынка недвижимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", сведения о такой кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня такого изменения кадастровой стоимости.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровых стоимостей земельных участков и (или) справедливых стоимостей объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в Журнале по прочим операциям.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровых стоимостей земельных участков и (или) справедливых стоимостей объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в Журнале по прочим операциям.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения ч. 2 комментируемой статьи определяют два вида ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Ранее, до внесения Законом 2020 г. N 269-ФЗ изменений, для обозначения таких видов ошибок использовались понятия "методологическая ошибка" и "техническая ошибка". Так, согласно данной части ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения ч. 2 комментируемой статьи определяют два вида ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Ранее, до внесения Законом 2020 г. N 269-ФЗ изменений, для обозначения таких видов ошибок использовались понятия "методологическая ошибка" и "техническая ошибка". Так, согласно данной части ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Завершая эту тему, подчеркнем, что вопрос о законности платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 574-О можно считать закрытым.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Завершая эту тему, подчеркнем, что вопрос о законности платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 574-О можно считать закрытым.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329.
Статья: Земля в аренде и в оперативном управлении в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Изменение кадастровой стоимости земли в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки отражается в учете записями, приведенными выше.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Изменение кадастровой стоимости земли в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки отражается в учете записями, приведенными выше.
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Однако в дальнейшем с учетом необходимости защиты прав налогоплательщиков в ситуациях несогласованности правовых режимов земельного участка и здания, находящегося на нем (в частности, в случаях аренды земельного участка собственником недвижимости), позиция Конституционного Суда РФ, и, соответственно, судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции подверглась существенному изменению. В конце 2020 года Конституционным Судом РФ была сформулирована новая правовая позиция: конституционно-правовое понимание положений подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не предполагает взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений), исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию. Такое включение объекта в перечень неоправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения <48>.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Однако в дальнейшем с учетом необходимости защиты прав налогоплательщиков в ситуациях несогласованности правовых режимов земельного участка и здания, находящегося на нем (в частности, в случаях аренды земельного участка собственником недвижимости), позиция Конституционного Суда РФ, и, соответственно, судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции подверглась существенному изменению. В конце 2020 года Конституционным Судом РФ была сформулирована новая правовая позиция: конституционно-правовое понимание положений подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не предполагает взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений), исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию. Такое включение объекта в перечень неоправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения <48>.
Вопрос: Об определении налоговой базы по земельному налогу в 2023 г. в случае изменения в 2022 г. характеристик земельного участка.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 03-05-05-02/78905)В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 03-05-05-02/78905)В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
Вопрос: Об исчислении земельного налога за 2023 - 2025 гг.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 03-05-06-02/83417)В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 03-05-06-02/83417)В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
Вопрос: Об определении налоговой базы по земельному налогу в 2023 г. и установлении ставок и льгот по нему, в частности, для организаций.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-05-04-02/1111)В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-05-04-02/1111)В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
Вопрос: О применении кадастровой стоимости земельного участка при определении налоговой базы по земельному налогу за 2023 г.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 03-05-06-02/67339)Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 03-05-06-02/67339)Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329.