Инструкция по организации исполнения наказаний и мер
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по организации исполнения наказаний и мер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как уволить работника, осужденного к наказанию по приговору суда
(КонсультантПлюс, 2025)Если по приговору суда работник лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то копию приговора суда вы получите от уголовно-исполнительной инспекции (п. "а" ч. 2 ст. 34 УИК РФ, п. 31 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142).
(КонсультантПлюс, 2025)Если по приговору суда работник лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то копию приговора суда вы получите от уголовно-исполнительной инспекции (п. "а" ч. 2 ст. 34 УИК РФ, п. 31 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142).
Статья: Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
(Питкевич Л.П.)
("Российский судья", 2021, N 11)Результаты исследования. Базовыми нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок назначения и исполнения рассматриваемого наказания, выступают: Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ); Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ); Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" <1>; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 20 мая 2009 г. N 142 (ред. от 22.08.2014) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <2>; Приказ Минюста России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 190/912 "Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений" <3>.
(Питкевич Л.П.)
("Российский судья", 2021, N 11)Результаты исследования. Базовыми нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок назначения и исполнения рассматриваемого наказания, выступают: Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ); Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ); Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" <1>; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 20 мая 2009 г. N 142 (ред. от 22.08.2014) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <2>; Приказ Минюста России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 190/912 "Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений" <3>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"1. Обратить внимание судов на то, что вопросы, связанные с исполнением приговора, регулируются не только соответствующими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, но и иными нормативными правовыми актами (например, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 258 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы").
(ред. от 25.06.2024)
"О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"1. Обратить внимание судов на то, что вопросы, связанные с исполнением приговора, регулируются не только соответствующими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, но и иными нормативными правовыми актами (например, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 258 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы").
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)По факту несанкционированного выноса П. личных дел осужденных УФСИН России по субъекту Российской Федерации была проведена служебная проверка, в заключении по результатам которой были установлены обстоятельства неисполнения П. должностных обязанностей и игнорирования требований приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества". За нарушение П. служебной дисциплины рекомендовано привлечь его к дисциплинарной ответственности после выхода на службу и рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения им службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)По факту несанкционированного выноса П. личных дел осужденных УФСИН России по субъекту Российской Федерации была проведена служебная проверка, в заключении по результатам которой были установлены обстоятельства неисполнения П. должностных обязанностей и игнорирования требований приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества". За нарушение П. служебной дисциплины рекомендовано привлечь его к дисциплинарной ответственности после выхода на службу и рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения им службы.
Статья: К некоторым аспектам ресоциализации осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в рамках применения исполнительной пробации
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 3)<5> Приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067922/?ysdid=m4mliuefuu692576827 (дата обращения: 12.12.2024).
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 3)<5> Приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067922/?ysdid=m4mliuefuu692576827 (дата обращения: 12.12.2024).
Готовое решение: Как уволить осужденного к исправительным работам
(КонсультантПлюс, 2025)Если с таким работником заключен срочный трудовой договор до окончания срока исправительных работ, то при их окончании можете уволить его в связи с истечением срока трудового договора. Если он заключен на неопределенный срок, в том числе если работник трудился у вас до назначения наказания, то уволить его можно по другим общим основаниям. Например, по соглашению сторон (ч. 1 ст. 58, ст. ст. 77 - 78, ч. 1, 2 ст. 79 ТК РФ, п. 64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества). Соблюдайте общий порядок увольнения по соответствующему основанию и дополнительно учтите, в частности, следующее:
(КонсультантПлюс, 2025)Если с таким работником заключен срочный трудовой договор до окончания срока исправительных работ, то при их окончании можете уволить его в связи с истечением срока трудового договора. Если он заключен на неопределенный срок, в том числе если работник трудился у вас до назначения наказания, то уволить его можно по другим общим основаниям. Например, по соглашению сторон (ч. 1 ст. 58, ст. ст. 77 - 78, ч. 1, 2 ст. 79 ТК РФ, п. 64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества). Соблюдайте общий порядок увольнения по соответствующему основанию и дополнительно учтите, в частности, следующее:
Статья: К вопросу о сдаче водительских удостоверений лицами, в отношении которых приняты решения о запрете управления транспортными средствами
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 2)Так, порядок исполнения наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, регламентирован гл. 6 УИК РФ, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утв. Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142) (далее - Инструкция Минюста N 142), Регламентом взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений (утв. совместным Приказом Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г.) (далее - Регламент), а также Постановлением Пленума N 25.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 2)Так, порядок исполнения наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, регламентирован гл. 6 УИК РФ, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утв. Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142) (далее - Инструкция Минюста N 142), Регламентом взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений (утв. совместным Приказом Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г.) (далее - Регламент), а также Постановлением Пленума N 25.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<20> См.: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"; Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утверждена Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<20> См.: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"; Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утверждена Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142).
Статья: Обязательные работы в УК РФ и КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ регламентирован Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ регламентирован Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142.
Статья: Основания и порядок разрешения вопроса об отсрочке исполнения приговора суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21) вопросы, связанные с исполнением приговора, регулируются не только соответствующими нормами УПК РФ, УК РФ и УИК РФ, но и иными нормативными правовыми актами (например, Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 729, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 20.05.2009 N 142, Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 11.10.2010 N 258).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21) вопросы, связанные с исполнением приговора, регулируются не только соответствующими нормами УПК РФ, УК РФ и УИК РФ, но и иными нормативными правовыми актами (например, Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 729, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 20.05.2009 N 142, Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 11.10.2010 N 258).
Статья: К вопросу о допустимости повторного применения исполнительной пробации: толкование правовых норм и корректировка положений законодательства
(Кашкина Е.В., Лебешев И.С.)
("Российский судья", 2025, N 2)Упомянутый фактор будет иметь силу при наличии второго фактора - это отсутствие уважительных причин, являющееся, по нашему мнению, оценочной категорией, характеризующейся субъективизмом, при котором, по заявлению А.Г. Репьева, субъекты правоотношений должны учитывать совокупность случайного и закономерного, объективного и субъективного, личного и государственного, правового и неправового компонента <7>. Подобная необходимость обусловлена отсутствием нормативного закрепления перечня уважительных причин, в том числе и в Законе о пробации. Более того, Приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <8>, оказывающий существенную помощь при реализации исполнительной пробации, содержащий указание на необходимость наличия уважительных причин, являющихся основанием для неявки в уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, не раскрывает, какие причины и обстоятельства являются уважительными. Следовательно, при условии оценки не только обстоятельств, о которых сообщает осужденный, в отношении которого применяется исполнительная пробация, ссылаясь на них как на уважительные, но и характеристик самой этой личности, его отношения к исполнению обязанностей и восприятия ограничений, связанных с исполнением уголовного наказания, готовности к сотрудничеству и намерению исправиться, должностное лицо уголовно-исполнительной инспекции вправе производить оценочное суждение о признании уважительными тех причин, которые, при имеющихся доказательствах невозможности осуществить факт явки в УИИ, возникли у осужденного при наличии у него воли и желании.
(Кашкина Е.В., Лебешев И.С.)
("Российский судья", 2025, N 2)Упомянутый фактор будет иметь силу при наличии второго фактора - это отсутствие уважительных причин, являющееся, по нашему мнению, оценочной категорией, характеризующейся субъективизмом, при котором, по заявлению А.Г. Репьева, субъекты правоотношений должны учитывать совокупность случайного и закономерного, объективного и субъективного, личного и государственного, правового и неправового компонента <7>. Подобная необходимость обусловлена отсутствием нормативного закрепления перечня уважительных причин, в том числе и в Законе о пробации. Более того, Приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <8>, оказывающий существенную помощь при реализации исполнительной пробации, содержащий указание на необходимость наличия уважительных причин, являющихся основанием для неявки в уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, не раскрывает, какие причины и обстоятельства являются уважительными. Следовательно, при условии оценки не только обстоятельств, о которых сообщает осужденный, в отношении которого применяется исполнительная пробация, ссылаясь на них как на уважительные, но и характеристик самой этой личности, его отношения к исполнению обязанностей и восприятия ограничений, связанных с исполнением уголовного наказания, готовности к сотрудничеству и намерению исправиться, должностное лицо уголовно-исполнительной инспекции вправе производить оценочное суждение о признании уважительными тех причин, которые, при имеющихся доказательствах невозможности осуществить факт явки в УИИ, возникли у осужденного при наличии у него воли и желании.