Индивидуальная инвестиционная рекомендация
Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальная инвестиционная рекомендация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предоставлении инвестиционным советником индивидуальных инвестиционных рекомендаций физлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
(Письмо Банка России от 10.06.2025 N 38-1-3/3538)Вопрос: О предоставлении инвестиционным советником индивидуальных инвестиционных рекомендаций физлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
(Письмо Банка России от 10.06.2025 N 38-1-3/3538)Вопрос: О предоставлении инвестиционным советником индивидуальных инвестиционных рекомендаций физлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
Статья: Правовой статус квалифицированных инвесторов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) имеет опыт работы, непосредственно связанный с совершением сделок с финансовыми инструментами, подготовкой индивидуальных инвестиционных рекомендаций, управления рисками, связанными с совершением указанных сделок, в российской и (или) иностранной организациях. Продолжительность такого опыта устанавливается нормативными актами Банка России и может различаться в зависимости от наличия (отсутствия) у данных организаций статуса квалифицированного инвестора, наличия (отсутствия) у физического лица установленных нормативными актами Банка России образования или ученой степени;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) имеет опыт работы, непосредственно связанный с совершением сделок с финансовыми инструментами, подготовкой индивидуальных инвестиционных рекомендаций, управления рисками, связанными с совершением указанных сделок, в российской и (или) иностранной организациях. Продолжительность такого опыта устанавливается нормативными актами Банка России и может различаться в зависимости от наличия (отсутствия) у данных организаций статуса квалифицированного инвестора, наличия (отсутствия) у физического лица установленных нормативными актами Банка России образования или ученой степени;
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Статья 6.2. Предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Статья 6.2. Предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций
Указание Банка России от 27.11.2018 N 4980-У
(ред. от 03.06.2021)
"О порядке аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2019 N 53782)Зарегистрировано в Минюсте России 14 февраля 2019 г. N 53782
(ред. от 03.06.2021)
"О порядке аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2019 N 53782)Зарегистрировано в Минюсте России 14 февраля 2019 г. N 53782
Статья: Понятие банка развития как финансового института развития
(Кузнецов С.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Указание на дополнительные функции института развития содержится в определении, предложенном П.И. Дубенко, которая понимает под многосторонними банками развития институты, осуществляющие финансовую поддержку и консультирование развивающихся стран в целях экономического и социального развития <16>. Так, например, Международный банк реконструкции и развития осуществляет свою деятельность не только через предоставление займов, гарантий и иных финансовых продуктов, но и посредством предоставления аналитических и консультационных услуг <17>. Миссия Канадского банка развития бизнеса также состоит в содействии созданию и развитию малых и средних предприятий посредством финансовой поддержки, включая венчурное финансирование и оказание консультационных услуг <18>. Возможность банка развития оказывать консультационные и информационные услуги устанавливается также в отношении Внешэкономбанка в п. 10 ст. 3 Закона о банке развития <19>. Представляется, однако, что речь должна идти именно об информационной и консультационной функциях банка развития, а не об оказываемых им услугах. Информационная функция банка развития во многом обусловлена принципом открытости, на базе которого строится его деятельность, что предполагает прозрачность и доступность информации о такой деятельности. Вместе с тем информационная функция банка развития не может быть сведена исключительно к реализации принципа открытости, так как государство использует банк развития как инструмент государственного регулирования, а значит, поддерживая те или иные проекты, банк развития фактически информирует иных потенциальных инвесторов о направлениях государственной политики. Что же касается консультационной функции, то, выступая профессиональным инвестором, банк развития зачастую внедряет в правоприменительную практику новые правовые конструкции, а следовательно, накопив опыт структурирования новых и сложных сделок, банк развития имеет возможность поделиться данным опытом с другими потенциальными инвесторами, чем также внесет свой вклад в развитие экономики. Отметим, что в настоящее время в ст. 6.2 Федерального закона N 39-ФЗ закреплено понятие инвестиционного консультирования, которое раскрывается как оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Банк развития должен иметь возможность предоставлять такие индивидуальные инвестиционные консультации в роли инвестиционного советника. Показательно, что в Федеральном законе N 39-ФЗ не устанавливается закрытый перечень лиц, которые могут выступать инвестиционными советниками, и указывается, что инвестиционный советник, являющийся юридическим лицом, вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельностью кредитной организации, а также с любой иной не подлежащей лицензированию деятельностью.
(Кузнецов С.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Указание на дополнительные функции института развития содержится в определении, предложенном П.И. Дубенко, которая понимает под многосторонними банками развития институты, осуществляющие финансовую поддержку и консультирование развивающихся стран в целях экономического и социального развития <16>. Так, например, Международный банк реконструкции и развития осуществляет свою деятельность не только через предоставление займов, гарантий и иных финансовых продуктов, но и посредством предоставления аналитических и консультационных услуг <17>. Миссия Канадского банка развития бизнеса также состоит в содействии созданию и развитию малых и средних предприятий посредством финансовой поддержки, включая венчурное финансирование и оказание консультационных услуг <18>. Возможность банка развития оказывать консультационные и информационные услуги устанавливается также в отношении Внешэкономбанка в п. 10 ст. 3 Закона о банке развития <19>. Представляется, однако, что речь должна идти именно об информационной и консультационной функциях банка развития, а не об оказываемых им услугах. Информационная функция банка развития во многом обусловлена принципом открытости, на базе которого строится его деятельность, что предполагает прозрачность и доступность информации о такой деятельности. Вместе с тем информационная функция банка развития не может быть сведена исключительно к реализации принципа открытости, так как государство использует банк развития как инструмент государственного регулирования, а значит, поддерживая те или иные проекты, банк развития фактически информирует иных потенциальных инвесторов о направлениях государственной политики. Что же касается консультационной функции, то, выступая профессиональным инвестором, банк развития зачастую внедряет в правоприменительную практику новые правовые конструкции, а следовательно, накопив опыт структурирования новых и сложных сделок, банк развития имеет возможность поделиться данным опытом с другими потенциальными инвесторами, чем также внесет свой вклад в развитие экономики. Отметим, что в настоящее время в ст. 6.2 Федерального закона N 39-ФЗ закреплено понятие инвестиционного консультирования, которое раскрывается как оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Банк развития должен иметь возможность предоставлять такие индивидуальные инвестиционные консультации в роли инвестиционного советника. Показательно, что в Федеральном законе N 39-ФЗ не устанавливается закрытый перечень лиц, которые могут выступать инвестиционными советниками, и указывается, что инвестиционный советник, являющийся юридическим лицом, вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельностью кредитной организации, а также с любой иной не подлежащей лицензированию деятельностью.
Статья: Отчетность по форме 0409707 "Сведения об осуществлении депозитарной деятельности и деятельности по инвестиционному консультированию"
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: Верно ли мы понимаем, что в графе 6 подраздела 2.1 и в графе 8 подраздела 2.2 раздела 2 отчетности по форме 0409707 указывается общее количество индивидуальных инвестиционных рекомендаций, предоставленных кредитной организацией - профессиональным участником клиентам по договорам об инвестиционном консультировании в отчетном месяце, без учета количества индивидуальных инвестиционных рекомендаций, предоставленных кредитной организацией - профессиональным участником клиентам, расторгнувшим договор об инвестиционном консультировании в течение отчетного периода?
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: Верно ли мы понимаем, что в графе 6 подраздела 2.1 и в графе 8 подраздела 2.2 раздела 2 отчетности по форме 0409707 указывается общее количество индивидуальных инвестиционных рекомендаций, предоставленных кредитной организацией - профессиональным участником клиентам по договорам об инвестиционном консультировании в отчетном месяце, без учета количества индивидуальных инвестиционных рекомендаций, предоставленных кредитной организацией - профессиональным участником клиентам, расторгнувшим договор об инвестиционном консультировании в течение отчетного периода?
"Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С 1 октября 2021 г. вступает в силу новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 51.2 ФЗ "О рынке ценных бумаг", согласно которой физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если оно имеет установленный нормативными актами Банка России опыт работы, непосредственно связанный с совершением сделок с финансовыми инструментами, подготовкой индивидуальных инвестиционных рекомендаций, управления рисками, связанными с совершением указанных сделок, в российской и (или) иностранной организации либо имеет опыт работы в должности, при назначении (избрании) на которую в соответствии с федеральными законами требовалось согласование Банка России;
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С 1 октября 2021 г. вступает в силу новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 51.2 ФЗ "О рынке ценных бумаг", согласно которой физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если оно имеет установленный нормативными актами Банка России опыт работы, непосредственно связанный с совершением сделок с финансовыми инструментами, подготовкой индивидуальных инвестиционных рекомендаций, управления рисками, связанными с совершением указанных сделок, в российской и (или) иностранной организации либо имеет опыт работы в должности, при назначении (избрании) на которую в соответствии с федеральными законами требовалось согласование Банка России;
Статья: Правовая природа договора об инвестиционном консультировании: значение для рынка ценных бумаг
(Бауэр Р.Э.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)Ключевые слова: инвестиционное консультирование; инвестиционный советник; индивидуальная инвестиционная рекомендация; договор об инвестиционном консультировании; договор возмездного оказания услуг; рынок ценных бумаг; поименованный договор; материальный результат.
(Бауэр Р.Э.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)Ключевые слова: инвестиционное консультирование; инвестиционный советник; индивидуальная инвестиционная рекомендация; договор об инвестиционном консультировании; договор возмездного оказания услуг; рынок ценных бумаг; поименованный договор; материальный результат.
Статья: Регулирование рисков потребителя при заключении и исполнении смарт-контракта
(Чирков А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Вместе с тем функция оценки программного кода не является чем-то принципиально новым для государственных органов. Например, Банк России уже проводит оценку механизма функционирования компьютерных программ в рамках аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций <20>.
(Чирков А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Вместе с тем функция оценки программного кода не является чем-то принципиально новым для государственных органов. Например, Банк России уже проводит оценку механизма функционирования компьютерных программ в рамках аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций <20>.
Статья: О форме договора об инвестиционном консультировании
(Бауэр Р.Э.)
("Юрист", 2024, N 2)Физическое лицо, которое является неквалифицированным инвестором и не прошедшим тестирование в соответствии со ст. 51.2-1 Закона о рынке ценных бумаг, может обратиться к инвестиционному советнику с просьбой составить ему индивидуальную инвестиционную рекомендацию, не заключая договор в простой письменной форме. Инвестиционный советник определит его инвестиционный профиль, предоставит такую рекомендацию на основании сведений, полученных от такого физического лица. Но физическое лицо в результате своей ошибки или некорректных сведений, изложенных в индивидуальной инвестиционной рекомендации, понесет серьезные убытки в результате совершения операций с ценными бумагами на финансовом рынке. В результате возникновения судебного спора между таким инвестиционным советником и его клиентом факт несоблюдения простой письменной формы сделки может иметь решающее значение. В случае если бы в Законе о рынке ценных бумаг было положение о том, что несоблюдение простой письменной формы договора об инвестиционном консультировании влечет его недействительность (ничтожность), возникала бы большая вероятность того, что именно инвестиционный советник, как профессиональный участник рынка ценных бумаг, должен был полностью возместить убытки такому физическому лицу, неквалифицированному инвестору и не прошедшему тестирование.
(Бауэр Р.Э.)
("Юрист", 2024, N 2)Физическое лицо, которое является неквалифицированным инвестором и не прошедшим тестирование в соответствии со ст. 51.2-1 Закона о рынке ценных бумаг, может обратиться к инвестиционному советнику с просьбой составить ему индивидуальную инвестиционную рекомендацию, не заключая договор в простой письменной форме. Инвестиционный советник определит его инвестиционный профиль, предоставит такую рекомендацию на основании сведений, полученных от такого физического лица. Но физическое лицо в результате своей ошибки или некорректных сведений, изложенных в индивидуальной инвестиционной рекомендации, понесет серьезные убытки в результате совершения операций с ценными бумагами на финансовом рынке. В результате возникновения судебного спора между таким инвестиционным советником и его клиентом факт несоблюдения простой письменной формы сделки может иметь решающее значение. В случае если бы в Законе о рынке ценных бумаг было положение о том, что несоблюдение простой письменной формы договора об инвестиционном консультировании влечет его недействительность (ничтожность), возникала бы большая вероятность того, что именно инвестиционный советник, как профессиональный участник рынка ценных бумаг, должен был полностью возместить убытки такому физическому лицу, неквалифицированному инвестору и не прошедшему тестирование.
Статья: Инфраструктура рынка инвестиционных услуг в странах БРИКС: правовые вопросы
(Веснин А.Е.)
("Юрист", 2025, N 3)Отдельно к данной категории следует отнести инвестиционных советников. По мысли законодателя, их ответственность ограничена соблюдением закона и профессиональных требований; в свою очередь, предоставление индивидуальной инвестиционной рекомендации, не принесшей выгоды (или повлекшей исключительно убытки), с надлежащим учетом всех показателей, определенных законом и Базовым стандартом совершения инвестиционным советником операций на финансовом рынке <10>, не влечет последствий для инвестиционного советника. Таким образом, инвестиционный риск и бремя принятия инвестиционного решения даже при наличии индивидуальной инвестиционной рекомендации лежат именно на самом инвесторе.
(Веснин А.Е.)
("Юрист", 2025, N 3)Отдельно к данной категории следует отнести инвестиционных советников. По мысли законодателя, их ответственность ограничена соблюдением закона и профессиональных требований; в свою очередь, предоставление индивидуальной инвестиционной рекомендации, не принесшей выгоды (или повлекшей исключительно убытки), с надлежащим учетом всех показателей, определенных законом и Базовым стандартом совершения инвестиционным советником операций на финансовом рынке <10>, не влечет последствий для инвестиционного советника. Таким образом, инвестиционный риск и бремя принятия инвестиционного решения даже при наличии индивидуальной инвестиционной рекомендации лежат именно на самом инвесторе.
Статья: Рынок ценных бумаг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Деятельностью по инвестиционному консультированию является оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций (абз. 1 п. 1 ст. 6.1 Закона о рынке ценных бумаг).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Деятельностью по инвестиционному консультированию является оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций (абз. 1 п. 1 ст. 6.1 Закона о рынке ценных бумаг).
Статья: Проблемы розничных инвесторов в условиях санкций
(Сидоренко А., Саббаг Р.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Кроме мер, связанных со статусом неквалифицированного инвестора, в Концепции устанавливаются ограничения рисков маржинальной торговли - торговли с использованием кредитных средств или под залог. В частности, предлагается пересмотреть максимальный размер кредитного плеча (займа) и ввести обязательное уведомление о рисках маржинальной торговли. Из иных изменений - повышение сохранности активов неквалифицированных инвесторов и усиление ответственности финансовых посредников путем уточнения критериев индивидуальных инвестиционных рекомендаций и установки требований к информированию клиентов через мобильные приложения брокеров. Помимо представленной Концепции Банк России направил брокерам письмо <8>, в котором рекомендовал ограничить продажу неквалифицированным инвесторам иностранных бумаг, например заблокировать такую возможность в мобильном приложении.
(Сидоренко А., Саббаг Р.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Кроме мер, связанных со статусом неквалифицированного инвестора, в Концепции устанавливаются ограничения рисков маржинальной торговли - торговли с использованием кредитных средств или под залог. В частности, предлагается пересмотреть максимальный размер кредитного плеча (займа) и ввести обязательное уведомление о рисках маржинальной торговли. Из иных изменений - повышение сохранности активов неквалифицированных инвесторов и усиление ответственности финансовых посредников путем уточнения критериев индивидуальных инвестиционных рекомендаций и установки требований к информированию клиентов через мобильные приложения брокеров. Помимо представленной Концепции Банк России направил брокерам письмо <8>, в котором рекомендовал ограничить продажу неквалифицированным инвесторам иностранных бумаг, например заблокировать такую возможность в мобильном приложении.
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Сходство с лицензированием имеют разрешительные процедуры аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций; принятия решения о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка; присвоения статуса центрального контрагента и др. Отметим, что многие из подобных сходных с лицензированием процедур регулируются на подзаконном уровне. Например, процедура присвоения статуса центрального депозитария осуществляется Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" и нормативными актами Банка России (включая определение перечня представляемых для этого документов согласно ст. 22 данного Закона).
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Сходство с лицензированием имеют разрешительные процедуры аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций; принятия решения о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка; присвоения статуса центрального контрагента и др. Отметим, что многие из подобных сходных с лицензированием процедур регулируются на подзаконном уровне. Например, процедура присвоения статуса центрального депозитария осуществляется Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" и нормативными актами Банка России (включая определение перечня представляемых для этого документов согласно ст. 22 данного Закона).