Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о включении принадлежащего ему нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, однако ему было отказано. Общество оспорило отказ в суде. Суд установил, что здание соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ, а потому должно быть включено в перечень, но в следующем налоговом периоде (в 2023 году), так как объект был введен в эксплуатацию 29.12.2021, поставлен на государственный кадастровый учет 10.02.2022, государственная регистрация права собственности на объект осуществлена 17.10.2022. На момент формирования перечня объектов недвижимого имущества на 2022 год указанный объект не существовал (не был введен в гражданский оборот как созданный объект недвижимости) и, соответственно, не мог быть выявлен уполномоченным органом в 2021 году, подлежал выявлению в 2022 году. Суд признал отказ во включении здания в перечень правомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о включении принадлежащего ему нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, однако ему было отказано. Общество оспорило отказ в суде. Суд установил, что здание соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ, а потому должно быть включено в перечень, но в следующем налоговом периоде (в 2023 году), так как объект был введен в эксплуатацию 29.12.2021, поставлен на государственный кадастровый учет 10.02.2022, государственная регистрация права собственности на объект осуществлена 17.10.2022. На момент формирования перечня объектов недвижимого имущества на 2022 год указанный объект не существовал (не был введен в гражданский оборот как созданный объект недвижимости) и, соответственно, не мог быть выявлен уполномоченным органом в 2021 году, подлежал выявлению в 2022 году. Суд признал отказ во включении здания в перечень правомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организации зарегистрировать право собственности на вновь созданный объект недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)7. В какой срок проводится госрегистрация права собственности на созданный объект недвижимости и чем она подтверждается
(КонсультантПлюс, 2025)7. В какой срок проводится госрегистрация права собственности на созданный объект недвижимости и чем она подтверждается
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости8. Государственная регистрация перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимости, осуществленная без намерения создать соответствующие ей правовые последствия
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)В частности, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратившим силу с 1 января 2017 г.) для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, достаточно было представить в уполномоченный орган правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен данный объект, и декларацию о данном объекте, подтверждающую факт его создания и содержащую его описание.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)В частности, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратившим силу с 1 января 2017 г.) для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, достаточно было представить в уполномоченный орган правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен данный объект, и декларацию о данном объекте, подтверждающую факт его создания и содержащую его описание.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об особенностях государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г. и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора. (Внебюджетные источники финансирования - это дополнительные источники поступления денежных средств, получаемые вне бюджета. К ним относятся доходы: от предпринимательской деятельности, аренды имущества, доходность от ценных бумаг, добровольные пожертвования и т.д.).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об особенностях государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г. и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора. (Внебюджетные источники финансирования - это дополнительные источники поступления денежных средств, получаемые вне бюджета. К ним относятся доходы: от предпринимательской деятельности, аренды имущества, доходность от ценных бумаг, добровольные пожертвования и т.д.).
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Объясняется это тем, что для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должны быть представлены документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимости, и правоустанавливающие документы на земельный участок (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2011 N ОГ-Д23-252).
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Объясняется это тем, что для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должны быть представлены документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимости, и правоустанавливающие документы на земельный участок (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2011 N ОГ-Д23-252).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Комментируемая статья устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Ранее, до принятия комментируемого Закона, соответствующее регулирование устанавливалось положениями статей 25 "Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества" и 25.3 "Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества" Закона 1997 г. о регистрации. Пунктом 1.2 ст. 20 "Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав" данного Закона (пункт введен Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ) устанавливалось, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом 2007 г. о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При этом подразумевались случаи, указанные в п. 2 названной статьи 25.3 Закона 1997 г. о регистрации.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Комментируемая статья устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Ранее, до принятия комментируемого Закона, соответствующее регулирование устанавливалось положениями статей 25 "Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества" и 25.3 "Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества" Закона 1997 г. о регистрации. Пунктом 1.2 ст. 20 "Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав" данного Закона (пункт введен Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ) устанавливалось, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом 2007 г. о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При этом подразумевались случаи, указанные в п. 2 названной статьи 25.3 Закона 1997 г. о регистрации.
Ситуация: Как признать право собственности на объект долевого строительства в судебном порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если одновременно с государственной регистрацией права собственности осуществляется государственный кадастровый учет созданного объекта недвижимости, размер госпошлины за государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет составляет 6 000 руб. (пп. 22.4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если одновременно с государственной регистрацией права собственности осуществляется государственный кадастровый учет созданного объекта недвижимости, размер госпошлины за государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет составляет 6 000 руб. (пп. 22.4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).