Единый производственно-технологический комплекс
Подборка наиболее важных документов по запросу Единый производственно-технологический комплекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, спорные объекты (воздушные и кабельные линии электропередачи) являются движимым имуществом: приняты на учет в качестве отдельных инвентарных объектов; отнесены по кодам ОКОФ в состав "оборудования" и "некапитальных сооружений"; не входят в состав единого производственно-технологического комплекса; отсутствует прочное сопряжение с земельными участками или недвижимыми вещами.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, спорные объекты (воздушные и кабельные линии электропередачи) являются движимым имуществом: приняты на учет в качестве отдельных инвентарных объектов; отнесены по кодам ОКОФ в состав "оборудования" и "некапитальных сооружений"; не входят в состав единого производственно-технологического комплекса; отсутствует прочное сопряжение с земельными участками или недвижимыми вещами.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество организаций, сделав вывод о неправомерном отнесении части основных средств к движимому имуществу. Суд признал доначисление обоснованным. В состав гидротехнических сооружений, принадлежащих налогоплательщику, входит здание ГЭС и гидросиловое оборудование, в частности в здании ГЭС установлены вертикальные гидроагрегаты. Суд указал, что турбины являются отдельными конструктивно обособленными предметами, предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций, целого комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (непосредственно в выработке электроэнергии), то есть являются ее неотъемлемой технологической частью. Турбины участвуют непосредственно в выработке электроэнергии и функционируют в целях деятельности гидроэлектростанции, и в целях налогообложения по налогу на имущество организаций их следует отнести к недвижимому имуществу. Также налоговый орган установил, что налогоплательщик исключил из числа объектов налогообложения трансформаторы и трансформаторные подстанции. Суд указал, что трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). Посредством трансформаторной подстанции осуществляется снабжение потребителей электроэнергией, то есть трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии. Согласно п. п. 1.1, 1.2 и 1.3 раздела 3 Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов (утв. Приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295), трансформаторные подстанции отнесены к объектам недвижимого имущества. Принимая во внимание, что главной функцией ГЭС является выработка электроэнергии и передача ее потребителям, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, все они составляют единый функциональный комплекс и относятся к объектам недвижимости. Выделение из состава ГЭС отдельных объектов является искусственным разделением в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (сооружением).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество организаций, сделав вывод о неправомерном отнесении части основных средств к движимому имуществу. Суд признал доначисление обоснованным. В состав гидротехнических сооружений, принадлежащих налогоплательщику, входит здание ГЭС и гидросиловое оборудование, в частности в здании ГЭС установлены вертикальные гидроагрегаты. Суд указал, что турбины являются отдельными конструктивно обособленными предметами, предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций, целого комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (непосредственно в выработке электроэнергии), то есть являются ее неотъемлемой технологической частью. Турбины участвуют непосредственно в выработке электроэнергии и функционируют в целях деятельности гидроэлектростанции, и в целях налогообложения по налогу на имущество организаций их следует отнести к недвижимому имуществу. Также налоговый орган установил, что налогоплательщик исключил из числа объектов налогообложения трансформаторы и трансформаторные подстанции. Суд указал, что трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). Посредством трансформаторной подстанции осуществляется снабжение потребителей электроэнергией, то есть трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии. Согласно п. п. 1.1, 1.2 и 1.3 раздела 3 Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов (утв. Приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295), трансформаторные подстанции отнесены к объектам недвижимого имущества. Принимая во внимание, что главной функцией ГЭС является выработка электроэнергии и передача ее потребителям, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, все они составляют единый функциональный комплекс и относятся к объектам недвижимости. Выделение из состава ГЭС отдельных объектов является искусственным разделением в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (сооружением).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое линейные объекты
(КонсультантПлюс, 2025)магистральный. Это трубопровод, предназначенный для транспортировки подготовленных жидких или газообразных углеводородов от объектов добычи и (или) пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и (или) передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и (или) хранения. Такой трубопровод представляет собой единый производственно-технологический комплекс, который состоит из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, в том числе сооружений и зданий, используемых для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода (п. 3.31 СП 36.13330.2012).
(КонсультантПлюс, 2025)магистральный. Это трубопровод, предназначенный для транспортировки подготовленных жидких или газообразных углеводородов от объектов добычи и (или) пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и (или) передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и (или) хранения. Такой трубопровод представляет собой единый производственно-технологический комплекс, который состоит из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, в том числе сооружений и зданий, используемых для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода (п. 3.31 СП 36.13330.2012).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основными законодательными актами РФ, которыми регулируются отношения в области почтовой связи в России, являются Федеральные законы от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <24> и от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <25>, но в них понятия ТЭД и ТЭУ не используются. Понятие же "почтовая связь" определено в ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" (в ред. Федерального закона от 14 ноября 2023 г. N 535-ФЗ <26>) - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств, в том числе специальная почтовая связь.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основными законодательными актами РФ, которыми регулируются отношения в области почтовой связи в России, являются Федеральные законы от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <24> и от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <25>, но в них понятия ТЭД и ТЭУ не используются. Понятие же "почтовая связь" определено в ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" (в ред. Федерального закона от 14 ноября 2023 г. N 535-ФЗ <26>) - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств, в том числе специальная почтовая связь.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, продажа предприятия должника - сельскохозяйственной организации и выставленного на торги единым лотом производственно-технологического комплекса должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. Оценка имущества должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, продажа предприятия должника - сельскохозяйственной организации и выставленного на торги единым лотом производственно-технологического комплекса должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. Оценка имущества должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств, в том числе специальная почтовая связь;
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств, в том числе специальная почтовая связь;
Статья: Порядок продажи имущества должника
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, продажа предприятия должника - сельскохозяйственной организации и выставленного на торги единым лотом производственно-технологического комплекса должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. Оценка имущества должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.
("Арбитражный управляющий", 2025, N 2)В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, продажа предприятия должника - сельскохозяйственной организации и выставленного на торги единым лотом производственно-технологического комплекса должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. Оценка имущества должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Как объект технического регулирования (в понимании Технического регламента N 870), сеть газопотребления представляет собой единый производственно-технологический комплекс, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Как объект технического регулирования (в понимании Технического регламента N 870), сеть газопотребления представляет собой единый производственно-технологический комплекс, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа.
Статья: Бланкетность в юридической конструкции налога на имущество организаций: проблема правовой определенности
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)<14> Например, в Решении от 7 июня 2017 г. по делу N А05-1595/2017 Арбитражный суд Архангельской области ссылается на Приказ Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (утратил силу), в котором трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)<14> Например, в Решении от 7 июня 2017 г. по делу N А05-1595/2017 Арбитражный суд Архангельской области ссылается на Приказ Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (утратил силу), в котором трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Статья: Судебная практика разрешения споров, связанных с деятельностью арбитражных управляющих
(Шумилова Л.Ф., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)На дату утверждения Д. конкурсным управляющим предприятие прекратило производственную деятельность. Однако при этом на балансе должника находились активы, в том числе единый производственно-технологический комплекс водопотребления и водоотведения, обеспечивающий непрерывный технологический процесс поставки пара и горячей воды, отопление и горячее водоснабжение населения района и объектов социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и т.п.).
(Шумилова Л.Ф., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)На дату утверждения Д. конкурсным управляющим предприятие прекратило производственную деятельность. Однако при этом на балансе должника находились активы, в том числе единый производственно-технологический комплекс водопотребления и водоотведения, обеспечивающий непрерывный технологический процесс поставки пара и горячей воды, отопление и горячее водоснабжение населения района и объектов социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и т.п.).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Описываемая ситуация сложилась, в частности, в связи с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> и утратой силы Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <3>. Утративший силу Федеральный закон предусматривал утверждение Минпромэнерго России перечней видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса. Указанные перечни были утверждены Приказом Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 <4>. После того как данный Федеральный закон утратил силу, отношения, возникающие в связи с установлением несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не предусматривающим утверждение указанных перечней видов имущества, вследствие чего названный Приказ Минпромэнерго России не применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2009 г. - со дня прекращения действия утратившего силу Федерального закона <5>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Описываемая ситуация сложилась, в частности, в связи с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> и утратой силы Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <3>. Утративший силу Федеральный закон предусматривал утверждение Минпромэнерго России перечней видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса. Указанные перечни были утверждены Приказом Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. N 295 <4>. После того как данный Федеральный закон утратил силу, отношения, возникающие в связи с установлением несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не предусматривающим утверждение указанных перечней видов имущества, вследствие чего названный Приказ Минпромэнерго России не применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2009 г. - со дня прекращения действия утратившего силу Федерального закона <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В решении Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 121 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов" (вместе с ТР ЕАЭС 049/2020 "Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов") магистральный трубопровод определяется как единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортирования жидких или газообразных углеводородов от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалки жидких углеводородов на автомобильный, железнодорожный или водный транспорт, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения и здания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В решении Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 121 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов" (вместе с ТР ЕАЭС 049/2020 "Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов") магистральный трубопровод определяется как единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортирования жидких или газообразных углеводородов от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалки жидких углеводородов на автомобильный, железнодорожный или водный транспорт, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения и здания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.
Статья: Верховный Суд расширил критерии "движимости" для налогов
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 12)- оборудование встроено в единый производственно-технологический комплекс, а значит, входит в состав недвижимой вещи;
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 12)- оборудование встроено в единый производственно-технологический комплекс, а значит, входит в состав недвижимой вещи;
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)где V1 - стоимость группы участков, входящих в единый производственно-технологический комплекс недропользования, на начало периода 2 (эксплуатация месторождения - добыча полезных ископаемых), р.;
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)где V1 - стоимость группы участков, входящих в единый производственно-технологический комплекс недропользования, на начало периода 2 (эксплуатация месторождения - добыча полезных ископаемых), р.;
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 "О перечне видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4626.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 "О перечне видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4626.
Статья: Об истоках ограничений в обороте недвижимого имущества и "неполном" праве собственности ОАО "РЖД"
(Секушин С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Процесс сопровождался жаркими общественными обсуждениями реформы и ее последствий. Ветераны железнодорожной отрасли и представители научных кругов (академик В.А. Персианов) единогласно и решительно заявляли, что железнодорожный транспорт является единым производственно-технологическим комплексом. Эта позиция была отражена еще в решениях Всероссийского съезда железнодорожников 1996 г. <6>
(Секушин С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Процесс сопровождался жаркими общественными обсуждениями реформы и ее последствий. Ветераны железнодорожной отрасли и представители научных кругов (академик В.А. Персианов) единогласно и решительно заявляли, что железнодорожный транспорт является единым производственно-технологическим комплексом. Эта позиция была отражена еще в решениях Всероссийского съезда железнодорожников 1996 г. <6>