Договор аренды недвижимого имущества находящегося в оперативном управлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор аренды недвижимого имущества находящегося в оперативном управлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17.1 "Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества" Федерального закона "О защите конкуренции""Исходя из анализа приведенных положений статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ в их системной взаимосвязи, следует, что заключение договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными научными учреждениями, может быть осуществлено без проведения торгов только при совокупном выполнении вышеприведенных требований, поименованных в части 3.1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Замена стороны в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)...между Департаментом имущества... [первоначальный арендодатель - ред.] и ответчиком... заключен договор аренды на пользование недвижимым имуществом...
(КонсультантПлюс, 2025)...между Департаментом имущества... [первоначальный арендодатель - ред.] и ответчиком... заключен договор аренды на пользование недвижимым имуществом...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор субаренды публичного имущества без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)В порядке, предусмотренном названной нормой осуществляется заключение договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями (п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции").
Можно ли заключить договор субаренды публичного имущества без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)В порядке, предусмотренном названной нормой осуществляется заключение договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями (п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции").
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Признается ли арендодатель выполнившим обязанность по передаче имущества по договору аренды, если оно передано в состоянии, не соответствующем назначению
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судом установлено и следует из материалов дела, что 01.10.2013 по результатам проведения аукциона между истцом и ответчиком заключен договор о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Советская, д. 1, угол ул. Радищева, д. 19 - объекты недвижимого имущества.
Признается ли арендодатель выполнившим обязанность по передаче имущества по договору аренды, если оно передано в состоянии, не соответствующем назначению
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судом установлено и следует из материалов дела, что 01.10.2013 по результатам проведения аукциона между истцом и ответчиком заключен договор о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Советская, д. 1, угол ул. Радищева, д. 19 - объекты недвижимого имущества.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Постановлением антимонопольного органа руководитель федерального государственного казенного учреждения (далее - учреждение) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в связи с тем, что он допустил нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления, без проведения торгов, что привело к ограничению конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Постановлением антимонопольного органа руководитель федерального государственного казенного учреждения (далее - учреждение) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в связи с тем, что он допустил нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления, без проведения торгов, что привело к ограничению конкуренции.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)номера регистрации и даты государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, в отношении складских и производственных помещений;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)номера регистрации и даты государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, в отношении складских и производственных помещений;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.10. Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.11.2023 N 509-ФЗ "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утверждает перечень видов (типов) находящихся в государственной собственности объектов недвижимости (за исключением земельных участков), в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), другие вещные права на которые, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации и сведения о которых составляют государственную тайну. При этом право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования) на объекты недвижимости, соответствующие видам (типам), указанным в ч. 1 настоящей статьи, не подлежит государственной регистрации и считается возникшим в силу федерального закона. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным с момента его подписания сторонами. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления объектами недвижимости, предусмотренными ч. 1 настоящей статьи, возникают с момента передачи соответствующего имущества.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.10. Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.11.2023 N 509-ФЗ "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утверждает перечень видов (типов) находящихся в государственной собственности объектов недвижимости (за исключением земельных участков), в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), другие вещные права на которые, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации и сведения о которых составляют государственную тайну. При этом право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования) на объекты недвижимости, соответствующие видам (типам), указанным в ч. 1 настоящей статьи, не подлежит государственной регистрации и считается возникшим в силу федерального закона. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным с момента его подписания сторонами. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления объектами недвижимости, предусмотренными ч. 1 настоящей статьи, возникают с момента передачи соответствующего имущества.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)1. В п. 2 ст. 450 ГК РФ закреплена возможность расторжения договора в судебном порядке по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами и договором. В связи с этим правомерны требования о расторжении договора аренды на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", согласно которому в случае, если до даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 12 этого Закона, находящийся в федеральной собственности земельный участок передан по договору аренды или договору безвозмездного пользования организации либо находящийся в федеральной собственности и закрепленный за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объект недвижимого имущества (или другое имущество) передан по договору аренды или договору безвозмездного пользования, этот договор подлежит досрочному расторжению или прекращению независимо от оснований, предусмотренных ГК РФ, по соглашению сторон или по решению суда.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)1. В п. 2 ст. 450 ГК РФ закреплена возможность расторжения договора в судебном порядке по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами и договором. В связи с этим правомерны требования о расторжении договора аренды на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", согласно которому в случае, если до даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 12 этого Закона, находящийся в федеральной собственности земельный участок передан по договору аренды или договору безвозмездного пользования организации либо находящийся в федеральной собственности и закрепленный за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объект недвижимого имущества (или другое имущество) передан по договору аренды или договору безвозмездного пользования, этот договор подлежит досрочному расторжению или прекращению независимо от оснований, предусмотренных ГК РФ, по соглашению сторон или по решению суда.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4.2) лица, обладающего объектом недвижимости на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления либо аренды или безвозмездного пользования (если договор аренды или договор безвозмездного пользования заключен на срок более пяти лет), - при государственном кадастровом учете в отношении здания, сооружения, помещения или машино-места в них, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на указанном праве.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4.2) лица, обладающего объектом недвижимости на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления либо аренды или безвозмездного пользования (если договор аренды или договор безвозмездного пользования заключен на срок более пяти лет), - при государственном кадастровом учете в отношении здания, сооружения, помещения или машино-места в них, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на указанном праве.
Статья: Правовые последствия квалификации судами гражданско-правовых договоров в качестве договоров аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В соответствии с нормами гражданского законодательства по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору недвижимое имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 130, ст. 606, 607 ГК РФ <1>). Однако заключение договора аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, имеет свои особенности. Одним из центральных моментов подобного рода правоотношений является получение государственным (муниципальным) учреждением (далее - учреждение), государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее - предприятие) согласия собственника этого имущества. Правовую основу данного подхода образуют ст. 173.1, 295, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>, ч. 2 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <3>, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <4>.
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В соответствии с нормами гражданского законодательства по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору недвижимое имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 130, ст. 606, 607 ГК РФ <1>). Однако заключение договора аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, имеет свои особенности. Одним из центральных моментов подобного рода правоотношений является получение государственным (муниципальным) учреждением (далее - учреждение), государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее - предприятие) согласия собственника этого имущества. Правовую основу данного подхода образуют ст. 173.1, 295, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>, ч. 2 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <3>, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <4>.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности соответствующего публично-правового образования на такой объект недвижимости, если подлежащие внесению в ЕГРН данные о таком режимном объекте могут привести к разглашению сведений, составляющих гостайну. При этом договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным с момента его подписания сторонами. Кроме того, право хозяйственного ведения, право оперативного управления таким объектом недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право безвозмездного пользования земельным участком возникают с момента передачи соответствующего имущества.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности соответствующего публично-правового образования на такой объект недвижимости, если подлежащие внесению в ЕГРН данные о таком режимном объекте могут привести к разглашению сведений, составляющих гостайну. При этом договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным с момента его подписания сторонами. Кроме того, право хозяйственного ведения, право оперативного управления таким объектом недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право безвозмездного пользования земельным участком возникают с момента передачи соответствующего имущества.
Готовое решение: Как распоряжаться недвижимостью, закрепленной на праве оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как сдать в аренду недвижимость в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как сдать в аренду недвижимость в оперативном управлении
Статья: Анализ проблем, связанных с адаптацией отечественной системы учета нефинансовых активов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)К основным средствам относятся материальные ценности, которые принадлежат (находятся во владении, пользовании) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено государственной регистрацией в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, основными средствами являются материальные ценности, находящиеся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде в соответствии с договорами лизинга, аренды на условиях выкупа, бессрочного безвозмездного пользования и т.п. К основным средствам также относятся материальные ценности, переданные в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде согласно срочным договорам аренды, договорам безвозмездного пользования, которые предусматривают возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для их дальнейшего использования <7>.
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)К основным средствам относятся материальные ценности, которые принадлежат (находятся во владении, пользовании) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено государственной регистрацией в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, основными средствами являются материальные ценности, находящиеся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде в соответствии с договорами лизинга, аренды на условиях выкупа, бессрочного безвозмездного пользования и т.п. К основным средствам также относятся материальные ценности, переданные в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде согласно срочным договорам аренды, договорам безвозмездного пользования, которые предусматривают возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для их дальнейшего использования <7>.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что учреждение сдавало в аренду федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Согласно договорам арендную плату и НДС на расчетный счет учреждения перечислял арендатор. Между тем согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Исключение предусмотрено в п. 3 ст. 161 НК РФ, однако к рассматриваемой ситуации данная норма неприменима. Суд также сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, в котором указано следующее. Организации, предоставляющие в аренду на территории РФ федеральное, муниципальное имущество, а также имущество субъектов РФ, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исчисляют и уплачивают НДС в бюджет самостоятельно.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что учреждение сдавало в аренду федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Согласно договорам арендную плату и НДС на расчетный счет учреждения перечислял арендатор. Между тем согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Исключение предусмотрено в п. 3 ст. 161 НК РФ, однако к рассматриваемой ситуации данная норма неприменима. Суд также сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, в котором указано следующее. Организации, предоставляющие в аренду на территории РФ федеральное, муниципальное имущество, а также имущество субъектов РФ, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исчисляют и уплачивают НДС в бюджет самостоятельно.