Дисциплинарное взыскание на сотрудника МВД
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарное взыскание на сотрудника МВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 51 "Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""По смыслу положений, содержащихся в п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 47, ч. 3, 4, 9 ст. 51 Федерального закона N 324-ФЗ, п. 237 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 года N 50, приложении N 43 к этому Порядку, дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем в пределах предоставленных им прав."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 по делу N 88-12274/2024 (УИД 91RS0002-01-2023-006611-16)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказа врио Министра внутренних дел по Республике Крым от 01.09.2023 N л/с "О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника УВУ МВД по Республике Крым" незаконным и его отмене, поскольку в материалах проверки по обращению N имеется резолюция, составленная К.И., в которой он перенаправляет указанное обращение на рассмотрение Ш., действия которого обжаловались и которым впоследствии было составлено и подписано заключение по результатам проверки по обращению Д.А.М., при этом порядок привлечения К.И. к дисциплинарной ответственности ответчиком не нарушен и в ходе проведения служебной проверки доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказа врио Министра внутренних дел по Республике Крым от 01.09.2023 N л/с "О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника УВУ МВД по Республике Крым" незаконным и его отмене, поскольку в материалах проверки по обращению N имеется резолюция, составленная К.И., в которой он перенаправляет указанное обращение на рассмотрение Ш., действия которого обжаловались и которым впоследствии было составлено и подписано заключение по результатам проверки по обращению Д.А.М., при этом порядок привлечения К.И. к дисциплинарной ответственности ответчиком не нарушен и в ходе проведения служебной проверки доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Решение описанных выше проблем, с одной стороны, повысит правовую защищенность сотрудников ОВД, в отношении которых ведется дисциплинарное производство, в том числе от произвола руководителей при привлечении к дисциплинарной ответственности, укрепит у сотрудников уверенность в завтрашнем дне, повысит привлекательность службы в ОВД, снизит отток кадров из МВД России. С другой стороны, предлагаемые изменения законодательства снизят количество фактов обжалований сотрудниками ОВД наложенных дисциплинарных взысканий, уменьшат нагрузку на административные и судебные органы.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Решение описанных выше проблем, с одной стороны, повысит правовую защищенность сотрудников ОВД, в отношении которых ведется дисциплинарное производство, в том числе от произвола руководителей при привлечении к дисциплинарной ответственности, укрепит у сотрудников уверенность в завтрашнем дне, повысит привлекательность службы в ОВД, снизит отток кадров из МВД России. С другой стороны, предлагаемые изменения законодательства снизят количество фактов обжалований сотрудниками ОВД наложенных дисциплинарных взысканий, уменьшат нагрузку на административные и судебные органы.
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Сотрудники органов внутренних дел, учитывая предоставленные им широчайшие полномочия по применению мер государственного принуждения, зримо подкрепленные соответствующими внешними атрибутами (форменная одежда со знаками различия, открыто демонстрируемые оружие и специальные средства), олицетворяют государственную власть, что называется, в "чистом виде". К их поведению как на службе, так и вне ее предъявляются высокие требования, несоблюдение которых бросает тень не только на органы внутренних дел, но и на само государство в целом, умаляет его авторитет в глазах граждан, что абсолютно недопустимо. Неслучайно в комментарии к Федеральному закону "О полиции" специально отмечается, что ведомственные кодексы этики действуют во многих федеральных органах государственной власти. Их нормы нередко применяются, в частности, при спорах о наложении дисциплинарных взысканий и увольнении [12, с. 55]. В органах внутренних дел действует Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 26.06.2020 N 260) <5>. В числе основных этических требований, предъявляемых к сотруднику при осуществлении служебной деятельности, а также и во внеслужебное время, Кодекс предписывает ему, в частности, быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иными транспортными средствами. Этические нормы как самостоятельный вид социальных норм при всей их несомненной важности и значимости не должны обеспечиваться мерами государственного принуждения, основанными на правовых нормах. Однако практика свидетельствует об обратном.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Сотрудники органов внутренних дел, учитывая предоставленные им широчайшие полномочия по применению мер государственного принуждения, зримо подкрепленные соответствующими внешними атрибутами (форменная одежда со знаками различия, открыто демонстрируемые оружие и специальные средства), олицетворяют государственную власть, что называется, в "чистом виде". К их поведению как на службе, так и вне ее предъявляются высокие требования, несоблюдение которых бросает тень не только на органы внутренних дел, но и на само государство в целом, умаляет его авторитет в глазах граждан, что абсолютно недопустимо. Неслучайно в комментарии к Федеральному закону "О полиции" специально отмечается, что ведомственные кодексы этики действуют во многих федеральных органах государственной власти. Их нормы нередко применяются, в частности, при спорах о наложении дисциплинарных взысканий и увольнении [12, с. 55]. В органах внутренних дел действует Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 26.06.2020 N 260) <5>. В числе основных этических требований, предъявляемых к сотруднику при осуществлении служебной деятельности, а также и во внеслужебное время, Кодекс предписывает ему, в частности, быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иными транспортными средствами. Этические нормы как самостоятельный вид социальных норм при всей их несомненной важности и значимости не должны обеспечиваться мерами государственного принуждения, основанными на правовых нормах. Однако практика свидетельствует об обратном.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признан противоречащим материалам дела и вывод суда первой инстанции со ссылкой на заключение по результатам служебной проверки о том, что ответчиком при определении вида взыскания приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, его отношение к службе, личные и деловые качества, поскольку при проведении служебной проверки в отношении Е. были не выполнены требования Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России об указании в заключении сведений об образовании сотрудника, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий, о необходимости указания в описательной части заключения последствий совершения сотрудником дисциплинарного проступка и обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность сотрудника, об указании в резолютивной части заключения выводов о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признан противоречащим материалам дела и вывод суда первой инстанции со ссылкой на заключение по результатам служебной проверки о том, что ответчиком при определении вида взыскания приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, его отношение к службе, личные и деловые качества, поскольку при проведении служебной проверки в отношении Е. были не выполнены требования Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России об указании в заключении сведений об образовании сотрудника, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий, о необходимости указания в описательной части заключения последствий совершения сотрудником дисциплинарного проступка и обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность сотрудника, об указании в резолютивной части заключения выводов о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"24) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"24) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания;
Статья: Условия и факторы эффективности применения дисциплинарных взысканий на государственной службе
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<24> Сошникова И.А. Педагогическая эффективность дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел России // Актуальные проблемы укрепления законности, служебной и дорожно-транспортной дисциплины сотрудников органов внутренних дел: Мат. внутривед. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 25 сентября 2018 г. / Под ред. А.Д. Косолапова, В.С. Бялта, О.Н. Миронкиной, И.А. Сошниковой; Сост. И.А. Сошникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 126.
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<24> Сошникова И.А. Педагогическая эффективность дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел России // Актуальные проблемы укрепления законности, служебной и дорожно-транспортной дисциплины сотрудников органов внутренних дел: Мат. внутривед. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 25 сентября 2018 г. / Под ред. А.Д. Косолапова, В.С. Бялта, О.Н. Миронкиной, И.А. Сошниковой; Сост. И.А. Сошникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 126.
Статья: Эволюционное становление и развитие административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС России в XX - XXI веках
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Таким образом, формирование и развитие административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС России происходило в ходе истории по мере расширения применения тюрьмы как одного из основных видов наказания. Большое значение уделялось соблюдению не только законодательства, но и верности присяге. Значительную роль играли политическая благонадежность кандидатов на службу, их личные качества, такие как смелость, добросовестность, бескорыстность и т.д. При этом особые требования уделялись начальствующему составу, который должен быть примером дисциплины для своих подчиненных. Начиная с советского периода административно-правовые формы и методы противодействия коррупции в УИС регулировали служебные уставы, в которых закреплялись антикоррупционные обязанности сотрудников, запреты и ограничения, правила прохождения службы, дисциплинарные взыскания и т.д.
(Соломатов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Таким образом, формирование и развитие административно-правовых форм и методов противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС России происходило в ходе истории по мере расширения применения тюрьмы как одного из основных видов наказания. Большое значение уделялось соблюдению не только законодательства, но и верности присяге. Значительную роль играли политическая благонадежность кандидатов на службу, их личные качества, такие как смелость, добросовестность, бескорыстность и т.д. При этом особые требования уделялись начальствующему составу, который должен быть примером дисциплины для своих подчиненных. Начиная с советского периода административно-правовые формы и методы противодействия коррупции в УИС регулировали служебные уставы, в которых закреплялись антикоррупционные обязанности сотрудников, запреты и ограничения, правила прохождения службы, дисциплинарные взыскания и т.д.
Статья: Перспективы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции в Республике Беларусь
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Третьей проблемой явилось отсутствие надлежащей мотивации сотрудников, назначенных на экспериментальные должности (к примеру, дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено), что не позволяло сформировать позитивное отношение к эксперименту в целом. Отсутствие правовой закрепленности понятия "участковый уполномоченный милиции" в нормативных правовых актах не позволяло в полной мере использовать предусмотренный законодательством пакет социальных гарантий и материальных компенсаций. Маркером данных обстоятельств стало увеличение числа дисциплинарных взысканий и лишение сотрудников стимулирующей составляющей оплаты труда.
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Третьей проблемой явилось отсутствие надлежащей мотивации сотрудников, назначенных на экспериментальные должности (к примеру, дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено), что не позволяло сформировать позитивное отношение к эксперименту в целом. Отсутствие правовой закрепленности понятия "участковый уполномоченный милиции" в нормативных правовых актах не позволяло в полной мере использовать предусмотренный законодательством пакет социальных гарантий и материальных компенсаций. Маркером данных обстоятельств стало увеличение числа дисциплинарных взысканий и лишение сотрудников стимулирующей составляющей оплаты труда.
Статья: Взаимодействие ДПД МВД России с подразделениями правового обеспечения территориальных органов внутренних дел
(Котляр А.И.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Руководитель центрального правового аппарата наделен широким кругом полномочий, в число которых входит издание правовых актов, утверждение нуждающейся в этом документации, проведение процедур, касающихся организации деятельности и штатного построения. Начальник обладает правами приема на службу (работу) сотрудников Договорно-правового департамента МВД России, самостоятельной расстановки и перемещения личного состава, обязан осуществлять повышение квалификации подчиненных в порядке и сроки, установленные законодательством. Что немаловажно, начальник департамента имеет право присваивать своим сотрудникам звания вплоть до подполковника полиции или внутренней службы. Кроме того, посредством контроля за исполнением сотрудниками дисциплины имеет право налагать дисциплинарные взыскания и поощрять за успехи и достижения в службе.
(Котляр А.И.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Руководитель центрального правового аппарата наделен широким кругом полномочий, в число которых входит издание правовых актов, утверждение нуждающейся в этом документации, проведение процедур, касающихся организации деятельности и штатного построения. Начальник обладает правами приема на службу (работу) сотрудников Договорно-правового департамента МВД России, самостоятельной расстановки и перемещения личного состава, обязан осуществлять повышение квалификации подчиненных в порядке и сроки, установленные законодательством. Что немаловажно, начальник департамента имеет право присваивать своим сотрудникам звания вплоть до подполковника полиции или внутренней службы. Кроме того, посредством контроля за исполнением сотрудниками дисциплины имеет право налагать дисциплинарные взыскания и поощрять за успехи и достижения в службе.