Дисциплинарное взыскание муниципальная служба
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарное взыскание муниципальная служба (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Подборка форм: Оформление кадровых документов на государственной (муниципальной) службе. Общие формы
(КонсультантПлюс, 2025)7. Оформление применения и снятия дисциплинарных взысканий на государственной (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)7. Оформление применения и снятия дисциплинарных взысканий на государственной (муниципальной) службе
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, обязанность истца как муниципального служащего не допускать действия, которые могут привести к подрыву авторитета муниципальной службы, сохранялась и на период его основного отпуска..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, обязанность истца как муниципального служащего не допускать действия, которые могут привести к подрыву авторитета муниципальной службы, сохранялась и на период его основного отпуска..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Денежное содержание муниципальных служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Снижение размера надбавки за особые условия муниципальной службы при недобросовестном исполнении служащим обязанностей не является мерой дисциплинарного взыскания и не требует соблюдения процедуры привлечения его к дисциплинарной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Снижение размера надбавки за особые условия муниципальной службы при недобросовестном исполнении служащим обязанностей не является мерой дисциплинарного взыскания и не требует соблюдения процедуры привлечения его к дисциплинарной ответственности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<37> Такое развитие должно проявляться: во введении элементов публичности и гласности при реализации субъектом дисциплинарной власти его дискреционных полномочий; в уменьшении дискреционных полномочий представителя нанимателя (работодателя) для дисциплинарных проступков, имеющих публичный характер и непосредственно посягающих на надлежащее функционирование государственной и муниципальной службы; во введении нового дисциплинарного взыскания в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок, которое должно применяться как дополнительное. См.: Чаннов С.Е. Дисциплинарная и административная ответственность государственных и муниципальных служащих: вопросы эффективности // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 59 - 69.
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<37> Такое развитие должно проявляться: во введении элементов публичности и гласности при реализации субъектом дисциплинарной власти его дискреционных полномочий; в уменьшении дискреционных полномочий представителя нанимателя (работодателя) для дисциплинарных проступков, имеющих публичный характер и непосредственно посягающих на надлежащее функционирование государственной и муниципальной службы; во введении нового дисциплинарного взыскания в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок, которое должно применяться как дополнительное. См.: Чаннов С.Е. Дисциплинарная и административная ответственность государственных и муниципальных служащих: вопросы эффективности // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 59 - 69.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд). Аналогичные правила обжалования дисциплинарных взысканий государственными гражданскими и муниципальными служащими закреплены законодательством о государственной и муниципальной службе.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд). Аналогичные правила обжалования дисциплинарных взысканий государственными гражданскими и муниципальными служащими закреплены законодательством о государственной и муниципальной службе.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам гражданских служащих к федеральным государственным органам, территориальным органам федеральных государственных органов, государственным органам субъектов Российской Федерации и их территориальным органам и по искам муниципальных служащих к органам местного самоуправления, органам местных администраций о признании незаконными прекращения служебного контракта, трудового договора (контракта) и увольнения со службы по различным основаниям; о применении дисциплинарного взыскания; о признании срочного служебного контракта, трудового договора заключенным на неопределенный срок; о признании незаконным перевода на иную должность государственной гражданской, муниципальной службы; о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам гражданских служащих к федеральным государственным органам, территориальным органам федеральных государственных органов, государственным органам субъектов Российской Федерации и их территориальным органам и по искам муниципальных служащих к органам местного самоуправления, органам местных администраций о признании незаконными прекращения служебного контракта, трудового договора (контракта) и увольнения со службы по различным основаниям; о применении дисциплинарного взыскания; о признании срочного служебного контракта, трудового договора заключенным на неопределенный срок; о признании незаконным перевода на иную должность государственной гражданской, муниципальной службы; о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск.
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Рассмотрим пример другого коррупциогенного фактора - широты дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц)). Данный коррупциогенный фактор был выявлен Муромской городской прокуратурой в Положении о муниципальной службе в МО М., утвержденном решением Совета народных депутатов от 30 ноября 2007 г. N 137 <13> (далее - решение СНД N 137), и выразился в следующем. В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации <14> дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. Аналогичные требования к порядку привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, предусмотрены ч. 6 ст. 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ). В нарушение указанных требований п. 5.5 решения СНД N 137 не предусмотрены требования к порядку, в том числе срокам привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Рассмотрим пример другого коррупциогенного фактора - широты дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц)). Данный коррупциогенный фактор был выявлен Муромской городской прокуратурой в Положении о муниципальной службе в МО М., утвержденном решением Совета народных депутатов от 30 ноября 2007 г. N 137 <13> (далее - решение СНД N 137), и выразился в следующем. В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации <14> дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. Аналогичные требования к порядку привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, предусмотрены ч. 6 ст. 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ). В нарушение указанных требований п. 5.5 решения СНД N 137 не предусмотрены требования к порядку, в том числе срокам привлечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Статья: Теоретические и практические аспекты содержания принципов дисциплинарной ответственности
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Другим примером, иллюстрирующим возможность применения дисциплинарного взыскания только при условии исследования и учета всех обстоятельств нарушения работником трудовой дисциплины, является дело, описанное в п. 17 Обзора. В данной ситуации суд первой инстанции также встал на сторону работодателя, не приняв во внимание представленный работницей акт о подтверждении факта неочищения дороги в деревне, удостоверенный представителем жилищно-коммунальной службы муниципального образования. Этот акт работница представила в подтверждение наличия уважительных причин отсутствия на работе, поскольку она не смогла выехать по окончании выходных дней из деревни, где навещала пожилых родителей, из-за сильного снегопада и не очищенных от снега дорог.
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Другим примером, иллюстрирующим возможность применения дисциплинарного взыскания только при условии исследования и учета всех обстоятельств нарушения работником трудовой дисциплины, является дело, описанное в п. 17 Обзора. В данной ситуации суд первой инстанции также встал на сторону работодателя, не приняв во внимание представленный работницей акт о подтверждении факта неочищения дороги в деревне, удостоверенный представителем жилищно-коммунальной службы муниципального образования. Этот акт работница представила в подтверждение наличия уважительных причин отсутствия на работе, поскольку она не смогла выехать по окончании выходных дней из деревни, где навещала пожилых родителей, из-за сильного снегопада и не очищенных от снега дорог.
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно объявить работнику учреждения за прогул
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашем учреждении есть государственные (муниципальные) служащие, то на них распространяются соответственно Закон о государственной гражданской службе и Закон о муниципальной службе. Поэтому при применении к ним дисциплинарных взысканий учитывайте особенности, предусмотренные специальным законодательством.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашем учреждении есть государственные (муниципальные) служащие, то на них распространяются соответственно Закон о государственной гражданской службе и Закон о муниципальной службе. Поэтому при применении к ним дисциплинарных взысканий учитывайте особенности, предусмотренные специальным законодательством.
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи индивидуальным предпринимателем, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <3>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <4>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи индивидуальным предпринимателем, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <3>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <4>.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Закрепление таких норм на уровне ТК РФ будет способствовать более ответственному отношению работников к соблюдению внутриорганизационных мер. Такой подход соответствует позиции международных организаций об однородности коррупционных явлений в публичном и частном секторе, а также отвечает требованию ст. 12 Конвенции ООН против коррупции об установлении эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие санкций за несоблюдение мер по предупреждению коррупции в частном секторе <145>. Законодательством о государственной и муниципальной службе предусмотрены дисциплинарные взыскания за коррупционный проступок (ст. 59.1, 59.2, 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" <146>). Следовательно, и в частных отношениях введение такой меры реагирования со стороны работодателя обосновано, поскольку ему также может быть причинен ущерб.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Закрепление таких норм на уровне ТК РФ будет способствовать более ответственному отношению работников к соблюдению внутриорганизационных мер. Такой подход соответствует позиции международных организаций об однородности коррупционных явлений в публичном и частном секторе, а также отвечает требованию ст. 12 Конвенции ООН против коррупции об установлении эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие санкций за несоблюдение мер по предупреждению коррупции в частном секторе <145>. Законодательством о государственной и муниципальной службе предусмотрены дисциплинарные взыскания за коррупционный проступок (ст. 59.1, 59.2, 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" <146>). Следовательно, и в частных отношениях введение такой меры реагирования со стороны работодателя обосновано, поскольку ему также может быть причинен ущерб.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В частности, С.Е. Чаннов утверждает, что в принципе не следует противопоставлять административную и дисциплинарную ответственность государственных и муниципальных служащих, поскольку каждый вид ответственности характеризуется своими целями и задачами. Кроме того, по его мнению, целесообразно дополнить спектр дисциплинарных взысканий дополнительной мерой в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок <1>. Далее профессор совершенно справедливо дает позитивную оценку гибкости дисциплинарной ответственности: "При правильном применении она позволяет руководству органов власти эффективно воздействовать на служащих" <2>. Действительно, дисциплинарные взыскания по своему содержанию значительно более обременительны для государственного служащего, чем административные наказания, поскольку даже объявление замечания или выговора влечет за собой прекращение выплаты премий и надбавок, применения различных мер поощрения до снятия взыскания или до истечения срока его действия. В денежном измерении потери значительно превышают максимально возможный (по ст. 19.6.1 КоАП РФ) административный штраф в размере до 10 тыс. руб.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В частности, С.Е. Чаннов утверждает, что в принципе не следует противопоставлять административную и дисциплинарную ответственность государственных и муниципальных служащих, поскольку каждый вид ответственности характеризуется своими целями и задачами. Кроме того, по его мнению, целесообразно дополнить спектр дисциплинарных взысканий дополнительной мерой в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок <1>. Далее профессор совершенно справедливо дает позитивную оценку гибкости дисциплинарной ответственности: "При правильном применении она позволяет руководству органов власти эффективно воздействовать на служащих" <2>. Действительно, дисциплинарные взыскания по своему содержанию значительно более обременительны для государственного служащего, чем административные наказания, поскольку даже объявление замечания или выговора влечет за собой прекращение выплаты премий и надбавок, применения различных мер поощрения до снятия взыскания или до истечения срока его действия. В денежном измерении потери значительно превышают максимально возможный (по ст. 19.6.1 КоАП РФ) административный штраф в размере до 10 тыс. руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4) наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (за исключением наложения дисциплинарного взыскания "замечание") - до снятия дисциплинарного взыскания.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4) наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (за исключением наложения дисциплинарного взыскания "замечание") - до снятия дисциплинарного взыскания.
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
Статья: Служебная дисциплина муниципальных служащих: теоретические аспекты и несовершенство правового регулирования
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Статья 26.2. Дисциплинарные проступки на муниципальной службе.
(Яхина О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Статья 26.2. Дисциплинарные проступки на муниципальной службе.