Административная ответственность за нарушение ПДД
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за нарушение ПДД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы особенности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД лица, у которого нет водительского удостоверения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД
Нормативные акты
Справочная информация: "Ответственность за нарушение правил дорожного движения"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Административная ответственность
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Административная ответственность
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Статья: Споры о признании сделок недействительными
("Арбитражный управляющий", 2025, N 4)Такие обстоятельства как регистрация гражданином Ф. на свое имя приобретенного у должника автомобиля, открытое владение на протяжении длительного времени, несение бремени содержания, заключение договора обязательного страхования ответственности (ОСАГО), привлечение к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения свидетельствуют о реальности правоотношений.
("Арбитражный управляющий", 2025, N 4)Такие обстоятельства как регистрация гражданином Ф. на свое имя приобретенного у должника автомобиля, открытое владение на протяжении длительного времени, несение бремени содержания, заключение договора обязательного страхования ответственности (ОСАГО), привлечение к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения свидетельствуют о реальности правоотношений.
Статья: Право велосипедистов на безопасное перемещение по велополосам: проблемы с реализацией права и пути их разрешения
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Ключевые слова: безопасность дорожного движения, права и обязанности велосипедиста, безопасные условия эксплуатации велосипеда, полоса для велосипедистов, нарушение Правил дорожного движения, административная ответственность.
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Ключевые слова: безопасность дорожного движения, права и обязанности велосипедиста, безопасные условия эксплуатации велосипеда, полоса для велосипедистов, нарушение Правил дорожного движения, административная ответственность.
Статья: Особенности административно-правового регулирования использования электросамокатов. Правовые риски и пути их преодоления
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Анализируется статус лиц, управляющих электросамокатами, оценивается возможность привлечения их к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, исследуется практика разрешения указанной категории дел судами. Анализируется вопрос необходимости наличия водительских прав как возможности управления электрическим самокатом; сделан вывод о том, что не для каждого вида электросамоката нужны права. Рассматриваются предложения различных структур, касающиеся правового регулирования использования электросамоката, а также говорится о возрасте, с которого лицо допускается к управлению данным транспортным средством.
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Анализируется статус лиц, управляющих электросамокатами, оценивается возможность привлечения их к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, исследуется практика разрешения указанной категории дел судами. Анализируется вопрос необходимости наличия водительских прав как возможности управления электрическим самокатом; сделан вывод о том, что не для каждого вида электросамоката нужны права. Рассматриваются предложения различных структур, касающиеся правового регулирования использования электросамоката, а также говорится о возрасте, с которого лицо допускается к управлению данным транспортным средством.
Статья: Новеллы исполнительного производства, внесенные Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ: правоприменение без правоприменителя - критический взгляд
(Кудрявцева В.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Во-первых, хочется отметить, что изменение, внесенное в Закон об исполнительном производстве рассматриваемым Федеральным законом, является первым случаем введения в российскую юриспруденцию автоматического правоприменения без участия должностного лица. В настоящее время допускается вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, которые были зафиксированы техническими средствами в автоматическом режиме (ст. 2.6.1, ч. 3 ст. 28.6 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако постановление о привлечении нарушителя к ответственности выносится исключительно уполномоченным должностным лицом (ст. 29.10 КоАП РФ). При этом законодательством предъявляются особые требования к средствам, фиксирующим нарушения дорожного движения, что особенно было отмечено Верховным Судом Российской Федерации <1>. Закон N 417-ФЗ реализует пересмотр идеи правоприменителя - должностного лица, наделенного властью и волей принимать решения, которые повлияют на юридическую судьбу граждан и организаций. Безусловно, постановления ФССП России в автоматическом режиме, выносимые в электронной форме, технически будут представлять собой элементы программного обеспечения, а не классические акты правоприменения, что подводит к вопросу о готовности граждан претерпевать юридические последствия от результата работы программы, а не волеизъявления иного лица, наделенного государством соответствующими полномочиями. Постановление по вопросам исполнительного производства так же относится к актам правоприменения, как, например, решение суда <2> или постановление административного органа и в силу генетической связи с гражданским процессуальным правом тоже представляет собой результат мыслительной деятельности уполномоченного лица, основанной на оценочных операциях <3>. Компьютерная программа, как известно, предоставляет результат своей деятельности на основании изначально установленных алгоритмов программирования и работает исключительно в заданных разработчиком условиях, в которых нет места законному усмотрению и творческому началу <4>. В силу этого все многообразие юридических фактов, которое может иметь место в конкретной ситуации, не способно быть выражено языком программирования, и принятие правоприменительного акта будет представлять собой иллюзию волеизъявления. Нововведение Федерального закона N 417-ФЗ ставит на повестку дня концептуальный вопрос, готовы ли граждане доверять и подчиняться "воле" компьютерной программы, и этот вопрос, как представляется, не праздный, поскольку перечень случаев автоматического вынесения постановлений (не актов или запросов ФССП России, которые носят информационный характер) порождает существенные юридические последствия как материально-правового (например, ограничение прав должника, которое может повлечь необоснованные убытки для него), так и процессуального (исчисление сроков совершения исполнительных действий, процессуально-правовые последствия автоматического завершения исполнительного производства и т.п.) характера. Реализация идеи о "юристе-ИИ", проведенная через систему принудительного исполнения, испытывающую большое количество сложностей как материально-технического, так и организационного и, самое главное, кадрового характера, оставшись не замеченной профессиональным сообществом, может стать первым шагом в стратегии отказа от профессии юриста в отдаленном будущем. Несмотря на то что идея создания робота-юриста уже реализуется представителями академического сообщества, тезис о сохранении власти у человека, думается, не должен подвергаться пересмотру <5>. Тем не менее, как представляется, сначала эта концепция должна быть осмыслена с позиции теории конституционного и гражданского права и реализована в соответствующих актах, прежде чем получить воплощение в процессуальных отраслях.
(Кудрявцева В.П.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Во-первых, хочется отметить, что изменение, внесенное в Закон об исполнительном производстве рассматриваемым Федеральным законом, является первым случаем введения в российскую юриспруденцию автоматического правоприменения без участия должностного лица. В настоящее время допускается вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, которые были зафиксированы техническими средствами в автоматическом режиме (ст. 2.6.1, ч. 3 ст. 28.6 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако постановление о привлечении нарушителя к ответственности выносится исключительно уполномоченным должностным лицом (ст. 29.10 КоАП РФ). При этом законодательством предъявляются особые требования к средствам, фиксирующим нарушения дорожного движения, что особенно было отмечено Верховным Судом Российской Федерации <1>. Закон N 417-ФЗ реализует пересмотр идеи правоприменителя - должностного лица, наделенного властью и волей принимать решения, которые повлияют на юридическую судьбу граждан и организаций. Безусловно, постановления ФССП России в автоматическом режиме, выносимые в электронной форме, технически будут представлять собой элементы программного обеспечения, а не классические акты правоприменения, что подводит к вопросу о готовности граждан претерпевать юридические последствия от результата работы программы, а не волеизъявления иного лица, наделенного государством соответствующими полномочиями. Постановление по вопросам исполнительного производства так же относится к актам правоприменения, как, например, решение суда <2> или постановление административного органа и в силу генетической связи с гражданским процессуальным правом тоже представляет собой результат мыслительной деятельности уполномоченного лица, основанной на оценочных операциях <3>. Компьютерная программа, как известно, предоставляет результат своей деятельности на основании изначально установленных алгоритмов программирования и работает исключительно в заданных разработчиком условиях, в которых нет места законному усмотрению и творческому началу <4>. В силу этого все многообразие юридических фактов, которое может иметь место в конкретной ситуации, не способно быть выражено языком программирования, и принятие правоприменительного акта будет представлять собой иллюзию волеизъявления. Нововведение Федерального закона N 417-ФЗ ставит на повестку дня концептуальный вопрос, готовы ли граждане доверять и подчиняться "воле" компьютерной программы, и этот вопрос, как представляется, не праздный, поскольку перечень случаев автоматического вынесения постановлений (не актов или запросов ФССП России, которые носят информационный характер) порождает существенные юридические последствия как материально-правового (например, ограничение прав должника, которое может повлечь необоснованные убытки для него), так и процессуального (исчисление сроков совершения исполнительных действий, процессуально-правовые последствия автоматического завершения исполнительного производства и т.п.) характера. Реализация идеи о "юристе-ИИ", проведенная через систему принудительного исполнения, испытывающую большое количество сложностей как материально-технического, так и организационного и, самое главное, кадрового характера, оставшись не замеченной профессиональным сообществом, может стать первым шагом в стратегии отказа от профессии юриста в отдаленном будущем. Несмотря на то что идея создания робота-юриста уже реализуется представителями академического сообщества, тезис о сохранении власти у человека, думается, не должен подвергаться пересмотру <5>. Тем не менее, как представляется, сначала эта концепция должна быть осмыслена с позиции теории конституционного и гражданского права и реализована в соответствующих актах, прежде чем получить воплощение в процессуальных отраслях.
Статья: Проблемы и перспективы использования цифровых технологий при фиксации административных правонарушений в области дорожного движения
(Головко В.В., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 2)33. Кукасов М.В., Каширский Д.Ю. К вопросу о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения при использовании средств автоматической фиксации нарушений // Безопасность дорожного движения. 2022. N 2. С. 28 - 30.
(Головко В.В., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 2)33. Кукасов М.В., Каширский Д.Ю. К вопросу о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения при использовании средств автоматической фиксации нарушений // Безопасность дорожного движения. 2022. N 2. С. 28 - 30.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Заявитель был привлечен к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Постановление об административном правонарушении, направленное заявителю на следующий день после его вынесения, было им получено в срок, который исключал предусмотренную законом возможность оплаты штрафа в половинном размере, т.е. по истечении двадцати дней. То есть гражданин не по своей вине был лишен возможности воспользоваться предусмотренной законодательством льготой по уплате штрафа.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Заявитель был привлечен к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Постановление об административном правонарушении, направленное заявителю на следующий день после его вынесения, было им получено в срок, который исключал предусмотренную законом возможность оплаты штрафа в половинном размере, т.е. по истечении двадцати дней. То есть гражданин не по своей вине был лишен возможности воспользоваться предусмотренной законодательством льготой по уплате штрафа.
Статья: Проблемные вопросы правоприменительной практики по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264.2 УК РФ
(Первухин А.С.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующая проблема заключается в том, что суды используют расплывчатые формулировки в тексте приговора в части, касающейся характеристики личности. Например: "неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения" <5>.
(Первухин А.С.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующая проблема заключается в том, что суды используют расплывчатые формулировки в тексте приговора в части, касающейся характеристики личности. Например: "неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения" <5>.
Статья: О дополнительных выплатах военнослужащим: по материалам военно-судебной практики
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Из материалов дела следует, что Ш. проходит военную службу по контракту в должности водителя и допущен к управлению транспортными средствами категории "C". За ним закреплен автомобиль, являющийся транспортным средством категории "C", при эксплуатации которого он дорожно-транспортных происшествий не допускал и Правила дорожного движения не нарушал. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что 8 января 2018 г. и 14 марта 2021 г. Ш. привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения при управлении личным автомобилем.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Из материалов дела следует, что Ш. проходит военную службу по контракту в должности водителя и допущен к управлению транспортными средствами категории "C". За ним закреплен автомобиль, являющийся транспортным средством категории "C", при эксплуатации которого он дорожно-транспортных происшествий не допускал и Правила дорожного движения не нарушал. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что 8 января 2018 г. и 14 марта 2021 г. Ш. привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения при управлении личным автомобилем.
Статья: Понятие административной ответственности юридических и должностных лиц за правонарушения в области дорожного движения
(Батенов Ф.К.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Общая характеристика рассмотренных групп правонарушений подразумевает выделение групп правонарушений, включенных в эту категорию, и представление состава административных правонарушений в соответствии с ПДД. В гл. 12 КоАП РФ подробно перечислены основания для привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД.
(Батенов Ф.К.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Общая характеристика рассмотренных групп правонарушений подразумевает выделение групп правонарушений, включенных в эту категорию, и представление состава административных правонарушений в соответствии с ПДД. В гл. 12 КоАП РФ подробно перечислены основания для привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за сентябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Если гражданин обращается к казне РФ с требованием о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, ссылаясь на то обстоятельство, что судом отменено постановление о привлечении его к административной ответственности за нарушение ПДД, поскольку нарушение зафиксировано автоматическим средством фиксации (камерой), в момент нарушения принадлежащим ему автомобилем управляла его супруга, то в удовлетворении требования следует отказать, поскольку осуществленное судом освобождение собственника транспортного средства от административной ответственности на основании ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ не означает, что постановление о привлечении собственника транспортного средства к административной ответственности являлось незаконным.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Если гражданин обращается к казне РФ с требованием о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, ссылаясь на то обстоятельство, что судом отменено постановление о привлечении его к административной ответственности за нарушение ПДД, поскольку нарушение зафиксировано автоматическим средством фиксации (камерой), в момент нарушения принадлежащим ему автомобилем управляла его супруга, то в удовлетворении требования следует отказать, поскольку осуществленное судом освобождение собственника транспортного средства от административной ответственности на основании ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ не означает, что постановление о привлечении собственника транспортного средства к административной ответственности являлось незаконным.