Административная ответственность некоммерческих организаций

Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность некоммерческих организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5.39 "Отказ в предоставлении информации" КоАП РФ"13 января 2022 года заместителем прокурора ЗАТО города Новоуральск С.И.М. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по обращению С.Н. о привлечении председателя СНТ "Дачное" к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что в рассматриваемом случае правоотношения владельца земельного участка в СНТ с некоммерческой организацией, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества, которой является СНТ "Дачное", носят гражданско-правовой характер в сфере управления ведения садоводства и огородничества на садовых земельных участках и огородных земельных участках и не свидетельствуют об осуществлении данной некоммерческой организацией публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона N 59-ФЗ не распространяются, а также председатель СНТ "Дачное" С.И.И. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, административной ответственности, то учредители некоммерческих организаций несут ее в порядке, установленном законодательством РФ.
Статья: Оказание профессиональной юридической помощи в зеркале конституционного правосудия современной России
(Долидзе Т.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)
В подтверждение этому можно привести правовую позицию Конституционного Суда РФ, которая была сформулирована в 2014 г. после появления в отечественном законодательстве категории "иностранный агент". Поводом к рассмотрению данного дела явились множественные обращения некоммерческих организаций, которые привлекались к административной ответственности в виде штрафа по результатам прокурорских проверок. Конституционный Суд РФ не усмотрел в оспариваемом регулировании каких-либо противоречий Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ), однако подчеркнул, что Россия - часть мирового сообщества, причем иностранное финансирование "само по себе не ставит под сомнение лояльность этих организаций к государству". Вместе с тем здесь необходим эффективный публично-правовой контроль <2>, что весьма существенным образом актуализировалось вследствие событий февраля 2022 г. Законодатель был вынужден искать новые механизмы дифференциации лояльных к России и недружественных стран, причем само по себе иностранное финансирование не единственный и, возможно, даже не основной критерий для определения категории иностранного агента в законодательстве и последующей правоприменительной практике.

Нормативные акты

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2014 года"
Конституционный Суд также признал не противоречащим Конституции Российской Федерации оспоренное положение КоАП Российской Федерации, поскольку оно не предполагает наступление административной ответственности за осуществление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, политической деятельности на территории Российской Федерации после подачи в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о своем включении в Реестр и не допускает привлечения к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц за действия (бездействие), образующие признаки объективной стороны состава данного административного правонарушения, но имевшие место до установления административной ответственности за их совершение.