См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Приложение 5

ОЦЕНКА

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

И ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

По оценкам Минфина России, в настоящее время на территории Российской Федерации применяется порядка 35 инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов. За последние 5 лет величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <2> в связи с действием инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов увеличилась с 0,8 трлн рублей в 2017 году до 2,0 трлн рублей в 2021 году, что составляет порядка 26% от ожидаемой величины общих налоговых расходов бюджета.

--------------------------------

<2> Без учета льгот по таможенным платежам и НДС.

Принимая во внимание важное значение инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов для достижения целей налоговой политики по поддержке и стимулированию инвестиций, Минфин России совместно с ФНС России в 2021 году начал разработку аналитической системы "Эффективность льгот" (далее - система, АС "Эффективность льгот") для проведения системной автоматизированной оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот (далее - ИНЛ), включающих как отдельные инвестиционные налоговые льготы, так и преференциальные налоговые режимы. В 2022 году система запущена в эксплуатацию.

Подход к анализу эффективности льгот, заложенный в аналитическую систему, базируется на оценке влияния налоговых льгот на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков в сопоставлении с установленными уровнями и среднеотраслевыми <3> индикаторами.

--------------------------------

<3> Согласно "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). (ОКВЭД).

В рамках заложенного подхода, в периметр анализа включаются все налогоплательщики, применяющие ту или иную ИНЛ, за исключением тех, по которым отсутствуют налоговые декларации или бухгалтерская отчетность. Система позволяет проводить анализ по каждому налогоплательщику, однако в связи с установленными ограничениями по разглашению сведений, составляющих налоговую тайну, результаты анализа представлены агрегировано.

По результатам проведения автоматизированной оценки налогоплательщикам присваивается статус в зависимости от эффективности применения ИНЛ:

1. "Зеленый", если применение льгот не приводит к формированию сверхдоходности у налогоплательщика (по показателям доходность активов и операционная рентабельность), либо в случае высокого уровня инвестиционной активности, прироста численности сотрудников и расходов на оплату труда и НИОКР за счет применения ИНЛ.

2. "Красный", если применение льгот приводит к формированию сверхдоходности у налогоплательщика, или в случае низкого уровня инвестиционной активности, отсутствия прироста численности сотрудников и расходов на оплату труда и НИОКР за счет применения ИНЛ.

По итогам получения налогоплательщиками статуса формируется вывод в целом по ИНЛ в зависимости от ее типа:

1. Если ИНЛ представляет собой преференциальный налоговый режим, применяемый разными отраслями, то вывод об эффективности выносится на основе совокупной доли выручки "красных" налогоплательщиков в общем объеме выручки налогоплательщиков данного режима:

- в случае превышения доли выручки "красных" налогоплательщиков заданного значения (70%) признается, что режим требует "донастройки" в целом и, как следствие, необходимо уточнение периметра применяемых налоговых льгот в режиме,

- в случае, если доля выручки "красных" налогоплательщиков в целом по режиму не превышает заданного значения (70%), однако присутствует превышение по отдельным отраслям, то режим требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР,

- в случае отсутствия превышения заданного значения (70%) как по режиму в целом, так и по отдельным отраслям, режим признается эффективным.

2. Если ИНЛ представляет собой отдельную льготу, то вывод об эффективности выносится на основе результатов оценки влияния данной льготы на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков без учета эффекта от применения других ИНЛ:

- в случае превышения доли выручки "красных" налогоплательщиков заданного значения (70%) с учетом элиминирования эффекта от других ИНЛ, признается, что льгота требует "донастройки",

в случае отсутствия превышения доли выручки "красных" налогоплательщиков заданного значения (70%) с учетом элиминирования эффекта от других ИНЛ, льгота признается эффективной.