См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Свободный порт Владивосток (СПВ)

Таблица 11. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 12.10.2015 сроком на 70 лет.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- пониженная ставка по налогу на имущество,

- освобождение от уплаты земельного налога,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

239

Наличие обязательств

Да (объем инвестиций не менее 500 тыс. руб. в течение 3 лет с даты получения статуса резидента).

За период анализа (2017 - 2021 годы) общее количество резидентов <14> в СПВ составило 2193, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 990 <15> резидентов.

--------------------------------

<14> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<15> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (175 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (1028 резидентов).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000041.png

00000042.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000043.png

00000044.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по транспортной обработке грузов (20,1%), рыболовство морское (18,2%), а также деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях (7,8%). Объем капитальных вложений резидентов СПВ, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 2,3 раза, численность сотрудников - в 2,0 раза.

С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 0,5 млрд руб. до 8,3 млрд руб. (в 16,6 раз).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 48%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 59 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 12. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000045.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

52.24

Транспортная обработка грузов

36,0

41,7%

22,8%

-24,8%

29,6%

71.12

Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проект-я, управления проектами строит-ва, выполнения строит. контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях

14,1

37,1%

40,4%

22,2%

39,8%

25.61

Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы

2,2

16,8%

55,6%

17,9%

35,8%

28.92

Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства

1,4

12,4%

14,3%

14,7%

18,8%

22.22

Производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров

0,8

27,7%

42,9%

14,2%

31,5%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по транспортной обработке грузов в последние годы демонстрирует сверхдоходность, несмотря на отрицательное значение операционной рентабельности в целом за период.

Таким образом, режим СПВ требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Учитывая, что крупнейшие отрасли режима, в том числе, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, преимущественно представлены налогоплательщиками из сектора оказания услуг, целесообразно взаимоувязать объем предоставляемых льгот с объемом капитальных вложений для стимулирования инвестиционной активности.