См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа (ТОСЭР в ДФО)

Таблица 1. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 30.03.2015. ТОСЭР в ДФО создается на 70 лет.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- льготный коэффициент Ктд по НДПИ (общая сумма льготы не может превышать величину капитальных вложений),

- пониженная ставка по налогу на имущество,

- освобождение от уплаты земельного налога,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

137

Наличие обязательств

Да (инвестиции, в том числе капитальные вложения (не менее 500 тыс. руб.) и количество новых рабочих мест).

За период анализа (2017 - 2021 годы) общее количество резидентов <4> ТОСЭР в ДФО составило 641, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 377 <5> резидентов.

--------------------------------

<4> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<5> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (58 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (206 резидентов).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000016.png

00000017.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000018.png

00000019.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству автотранспортных средств (13,7%), добыче руд прочих цветных металлов (12,4%), а также добыче и обогащению угля и антрацита (10,8%). Объем капитальных вложений резидентов ТОСЭР в ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 4,5 раза, численность сотрудников - в 1,7 раза.

С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 2,5 млрд руб. до 23,7 млрд руб. (в 9,4 раза).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 22,5%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 25 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 2. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000020.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

03.11

Рыболовство морское

28,9

33,8%

21,6%

31,4%

26,6%

03.12

Рыболовство пресноводное

4,5

27,1%

43,4%

21,4%

31,5%

51.10

Деятельность пассажирского воздушного транспорта

1,3

2,1%

1,2%

20,8%

23,3%

22.22

Производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров

1,2

11,2%

13,8%

11,7%

13,0%

43.21

Производство электромонтажных работ

0,8

12,0%

13,9%

22,1%

29,0%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

Таким образом, режим ТОСЭР в ДФО требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Дополнительно отмечаем, что:

- существует возможность переноса действующих производств в режим ТОСЭР в ДФО, что не соответствует цели режима по развитию новых производств,

- отсутствует порядок осуществления мониторинга за выполнением резидентами ТОСЭР в ДФО условий соглашения, проведения проверок резидентов ТОСЭР в ДФО, контроля за устранением выявленных нарушений и расторжения соглашения,

- целесообразно рассмотреть возможность установления контроля со стороны налоговых органов за достоверностью предоставляемых резидентами ТОСЭР в ДФО данных о выполнении контролируемых показателей,

- около 80% заявленных капитальных вложений в ТОСЭР в ДФО приходится на крупные инвестпроекты, с инвестициями свыше 100 млрд руб., применяющих также иные налоговые льготы помимо ТОСЭР (например, вычеты по акцизам для нефтехимии).