См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК)

Таблица 19. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

СПИК 2.0 (с существенными регуляторными корректировками) с 01.01.2020. Заключается на срок не более 20 лет для реализации проектов с инвестициями более 50 млрд руб. или не более чем на 15 лет для проектов с инвестициями не более 50 млрд руб. СПИК заключаются не позднее 31.12.2030.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- сумма всех льгот не может превышать 50% объема капитальных вложений.

Количество отраслей в режиме

30

Наличие обязательств

Да (капитальные вложения).

За период анализа (2020 - 2021 годы) общее количество участников <22> СПИК составило 55, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 51 <23> участник.

--------------------------------

<22> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<23> Прочие участники не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (1 участник), или нулевого значения показателя выручки (3 участника).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000061.png

00000062.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000063.png

00000064.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству автотранспортных средств (48,7%), торговле автотранспортными средствами (20,6%), а также производству удобрений и азотных соединений (10,6%). Объем капитальных вложений участников СПИК, вошедших в периметр анализа, а также численность сотрудников с 2020 года по 2021 год остались неизменными.

С 2020 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в части льготы по налогу на прибыль по участникам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 4,4 млрд руб. до 16,1 млрд руб. (в 3,7 раза).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 25,9%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 8 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 20. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000065.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

20.15

Производство удобрений и азотных соединений

274,3

54,8%

24,5%

44,8%

16,5%

45.19

Торговля прочими автотранспортными средствами

60,5

12,5%

31,7%

12,5%

27,4%

20.13

Производство прочих основных неорганических химических веществ

37,8

37,5%

24,0%

27,3%

16,1%

28.30

Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства

18,6

10,1%

14,4%

15,0%

19,7%

21.10

Производство фармацевтических субстанций

12,0

28,4%

30,1%

26,0%

24,7%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем участникам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

Таким образом, режим СПИК требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Также отмечаем, что в действующих нормативно-правовых актах при принятии решения о заключении СПИК не учитывается экономическая эффективность проектов (например, государственная поддержка также оказывается и сверхприбыльным проектам).