См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Общие выводы и предложения по оценке эффективности инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов на базе АС "Эффективность льгот"

Общие выводы и предложения по оценке эффективности инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов на базе АС "Эффективность льгот".

Результаты анализа эффективности ИНЛ представлены за 5-летний период с 2017 по 2021 год, либо за меньшее количество лет, в случае если начало действия льготы или режима приходится на период после 2017 года. В периметр анализа эффективности вошли налогоплательщики согласно актуальным перечням резидентов преференциальных налоговых режимов, либо, которые хоть раз за период анализа воспользовались воспользовавшиеся отдельными ИНЛ. В случае, если количество пользователей ИНЛ менее 3 налогоплательщиков, то результаты анализа эффективности ИНЛ не публикуются.

Исходные данные для определения финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков, а также величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с предоставлением ИНЛ в АС "Эффективность льгот" формируются на базе информации из подсистем АИС "Налог-3" ФНС России в части бухгалтерской отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета и налоговых деклараций по соответствующим налогам и сборам. В системе использовались актуальные данные по состоянию на 1 июля 2022 года. Расчет величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется с учетом текущих правил заполнения налоговых деклараций.

В АС "Эффективность льгот" было проанализировано 35 ИНЛ, из которых 12 преференциальных налоговых режимов и 23 отдельных ИНЛ. В целом, большинство действующих ИНЛ могут быть признаны эффективными.

По результатам проведенного анализа 12 преференциальных налоговых режимов требуют "донастройки", в том числе по ряду режимов целесообразно рассмотреть вопрос "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства в части отдельных отраслей, например, закрепление дополнительных обязательств по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Поскольку Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов определяют ориентиры государственной политики, в том числе в части повышения эффективности налоговой системы, на предстоящие периоды, как следствие представлены результаты анализа только по тем ИНЛ, по которым целесообразно внесение корректировок в действующее законодательство.

Кроме того, целесообразно отметить следующие общие замечания:

- В нормативно-правовом поле присутствует значительное количество отдельных инвестиционных налоговых льгот и пересекающихся по своим целям преференциальных налоговых режимов, что в том числе может приводить к снижению результативности предоставляемых государством мер поддержки и усложнению их администрирования.

- Отсутствует методика определения приоритетных отраслей экономики (например, не представленных в конкретном регионе) для целей привлечения новых резидентов в преференциальные налоговые режимы и диверсификации структуры видов деятельности.

- У ряда налогоплательщиков заявленный основной ОКВЭД не соответствует изначальным целям введения отдельных инвестиционных налоговых льгот или преференциального налогового режима. Например, большинство режимов нацелено на рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, но в качестве резидентов присутствуют налогоплательщики, осуществляющие деятельность по аренде, складированию или по добыче полезных ископаемых.

- У большинства налогоплательщиков, применяющих отдельные ИНЛ, отсутствуют закрепленные обязательства (например, в части обеспечения дополнительных объемов добычи полезных ископаемых).

- По ряду ИНЛ до 10% налогоплательщиков исключается из периметра анализа по причине недобросовестного заполнения налоговых деклараций или непредставления бухгалтерской отчетности. При этом существующий размер ответственности налогоплательщика не приводит к повышению качества предоставляемой информации.

- В случае невыполнения закрепленных в соглашениях обязательств и показателей отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов Российской Федерации, институтов развития и управляющих компаний.