См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Региональный инвестиционный проект для участников вне Дальневосточного федерального округа (РИП вне ДФО)

Таблица 7. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

С 01.01.2014 до 01.01.2027 или 01.01.2029 или 01.01.2031 (в зависимости от типа РИП и размера капитальных вложений).

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- льготный коэффициент Ктд по НДПИ,

- общая сумма всех льгот не может превышать величину капитальных вложений.

Количество отраслей в режиме

84

Наличие обязательств

Да (капитальные вложения: в первые 3 года - от 50 млн руб., в первые 5 лет - не менее 500 млн руб.).

За период анализа (2017 - 2021 годы) общее количество участников <10> в РИП вне ДФО составило 160, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 144 <11> участника.

--------------------------------

<10> Количество участников с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<11> Прочие участники не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (8 участников), или нулевого значения показателя выручки (8 участников).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000031.png

00000032.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000033.png

00000034.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по добыче руд прочих цветных металлов (52,1%), производству электроэнергии (5,9%), а также по добыче и обогащению угля и антрацита (3,5%). Объем капитальных вложений участников РИП вне ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 5,8 раза, численность сотрудников - в 1,1 раза.

С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по участникам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 1,1 млрд руб. до 4,7 млрд руб. (в 4,4 раза).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 38,6%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 15 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 8. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000035.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

35.11

Производство электроэнергии

33,8

11,5%

11,8%

20,3%

21,1%

05.10

Добыча и обогащение угля и антрацита

20,1

29,3%

47,8%

26,1%

41,3%

24.45

Производство прочих цветных металлов

8,3

10,1%

14,8%

16,5%

39,8%

10.83

Производство чая и кофе

7,8

26,3%

20,3%

26,3%

20,3%

24.41

Производство драгоценных металлов

6,2

43,5%

25,9%

39,2%

19,9%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем участникам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

Таким образом, режим РИП вне ДФО требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Дополнительно обращаем внимание, что одной из целей введения режима РИП является создание высокотехнологичных проектов. Однако более 50% от выручки всех участников РИП вне ДФО, вошедших в периметр анализа, приходится на организации, добывающие твердые полезные ископаемые (в том числе цветные металлы, уголь и антрацит и т.п.) и не относящиеся к категории высокотехнологичных.