См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации и закрытых административно-территориальных образований (ТОСЭР в моногородах и ЗАТО)

Таблица 3. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

ТОСЭР в моногородах действует с 30.03.2015 (ЗАТО с 01.01.2016). ТОСЭР в моногородах создаются на 10 лет (ЗАТО - 70 лет). По решению Правительства Российской Федерации срок существования ТОСЭР в моногородах может быть продлен на 5 лет.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- льготный коэффициент Ктд по НДПИ (общая сумма льготы не может превышать величину капитальных вложений),

- освобождение от уплаты налога на имущество,

- освобождение от уплаты земельного налога,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

217

Наличие обязательств

Да (инвестиции, в том числе капитальные вложения (не менее 2,5 млн руб. в 1 год) и количество новых рабочих мест).

За период анализа (2017 - 2021 годы) общее количество резидентов <6> ТОСЭР в моногородах и ЗАТО составило 1212, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 797 <7> резидентов.

--------------------------------

<6> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<7> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (135 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (280 резидентов).

Выручка и количество резидентов

Выпадающие доходы государства

00000021.png

00000022.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

Капитальные вложения

Численность сотрудников

00000023.png

00000024.png

Источник: АС "Эффективность льгот

Источник: АС "Эффективность льгот

В ТОП-3 отраслей по объему выручки вошли отрасли по производству масел и жиров (7,5%), производству чугуна, стали и ферросплавов (7,1%), а также производству железнодорожных локомотивов и подвижного состава (6,5%). Объем капитальных вложений резидентов ТОСЭР в моногородах и ЗАТО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2021 год вырос в 5,6 раза, численность сотрудников - в 5,3 раза.

С 2017 года по 2021 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 0,5 млрд руб. до 9,7 млрд руб. (в 20,2 раза).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму оценивается в 25,1%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 37 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 4. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000025.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

24.10

Производство чугуна, стали и ферросплавов

11,5

22,2%

45,0%

5,2%

12,4%

23.13

Производство полых стеклянных изделий

2,3

23,9%

48,9%

27,6%

77,0%

20.15

Производство удобрений и азотных соединений

2,2

8,1%

17,5%

13,4%

19,7%

10.52

Производство мороженого

2,2

47,0%

28,6%

48,5%

29,2%

07.29

Добыча руд прочих цветных металлов

1,9

65,6%

32,1%

65,6%

32,1%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по производству чугуна, стали и ферросплавов в последние годы демонстрирует сверхдоходность, несмотря на невысокое значение операционной рентабельности в целом за период. При этом у налогоплательщиков из данной отрасли уровень инвестиционной активности является невысоким.

Таким образом, режим ТОСЭР в моногородах и ЗАТО требует "донастройки", например, в части налогового законодательства представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, или численности, или по расходам на НИОКР.

Помимо точечной донастройки режима ТОСЭР в моногородах и ЗАТО также целесообразна доработка действующего законодательства в части организации процесса создания, администрирования, мониторинга и контроля, а также применения налоговых льгот. Например, в настоящее время:

- существует возможность переноса действующих производств в режим ТОСЭР в моногородах и ЗАТО, что не соответствует цели режима по развитию новых производств,

- отсутствуют утвержденные плановые показатели функционирования ТОСЭР в моногородах и ЗАТО,

- отсутствуют единые формы и порядок заключения соглашений об осуществлении деятельности в ТОСЭР в моногородах и ЗАТО, включая единые критерии и методики оценки заявки организации на заключение соглашения, а также конкретизированные определения контролируемых показателей,

- целесообразно рассмотреть возможность установления контроля со стороны налоговых органов за достоверностью предоставляемых резидентами ТОСЭР в моногородах и ЗАТО данных о выполнении контролируемых показателей,

- отсутствуют контроль за устранением выявленных нарушений.